Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2022

рого сам создатель назвал недавно “финансово слабым”. При этом надо отметить, что с инженерной точки зрения проекты успешны, созданы гигантские созвездия под 2000 ИСЗ, которые круглосуточно мониторятся и управляются, нет случаев столкновений с космиче- ским мусором или между собой, ре- шена задача массового производства и вывода ИСЗ на орбиту, до 180 спутников в месяц. В компа- нии SpaceX разработан прекрасный абонентский терминал себестои- мостью менее $5 тыс. (а, возможно, и менее $3 тыс.), налажено их мас- совое производство с темпами до 5 тыс. в неделю. Но ключевым во- просом является экономическая рентабельность проекта и возмож- ность заработать на нем деньги (на худой конец, вернуть вложенные инвестиции). И, похоже, с этим будут сложности. На мой взгляд, самые большие про- блемы ожидают проекты, заточен- ные под массовый рынок спутнико- вого ШПД, который в реальности существует только в США и Ка- наде, где имеются сложности с ка- чественным (скоростью не менее 25 Мбит) Интернетом и $100 або- нентской платы за Интернет ти- пично для рынка. В остальных странах, даже если Starlink получит разрешение на ра- боту на данном рынке, его предло- жение либо будет интересным ми- зерному проценту жителей (как в Европе и Австралии), либо недо- ступно по цене, как в Индии, Мек- сике или Чили. Помимо этих ограничений только сейчас начинает накапливаться опыт реальной эксплуатации таких си- стем и реальной их пропускной спо- собности, заявленной в 2016 г. в размере 20 Гбит на один спутник Starlink. Как уже отмечалось, хотя 20 Гбит теоретически достижимы при использовании заявленного и полученного от регулятора частот- ного диапазона, при реальной кон- струкции спутника и размера або- нентского терминала пропускная способность оказалась значительно меньше. Еще одной terra incognitа является управление ресурсом спут- никовой группировки из тысяч спутников, обслуживающих микро- ячейки на Земле с гарантированным качеством сервиса. Максимальной эффективности использования ре- сурса и высокого качества услуги можно добиться для какого-то ста- тического облика группировки в ее 100%-м развернутом виде. Если в одной из 72 плоскостей группи- ровки Starlink отсутствует хотя бы один из 22 плановых спутников, то гарантированный круглосуточно сервис будет соответствовать уровню, когда в каждой плоскости по 21 спутнику. Наличие “дыр” в группировке будет приводить либо к провалам сервиса, когда над або- нентом будет отсутствовать нужный ИСЗ, либо к тому, что спутники в не до конца сформированной плос- кости будут просто не загружены полностью. В результате этих сложностей, о ко- торых, возможно, никто в SpaceX и не думал шесть лет назад, начиная проект, практически полностью раз- вернутая группировка Starlink пер- вого этапа чем в более 1500 спутни- ков позволяет обслужить на терри- тории США и Канады менее чем 140 тыс. абонентов, что явно недо- статочно для рентабельности си- стемы. С точки зрения рентабельности ин- вестиций и успешности продаж на глобальном рынке шансы у спутни- ковых группировок типа OneWeb и TeleSat LEO (Lightspeed), ориен- тированных не на индивидуальные подключения домов абонентов, а на корпоративный рынок или системы коллективного доступа и партнер- скую модель работы, гибко учиты- вающие местные условия каждой страны, кажутся мне значительно выше, тем более что у них нет не- обходимости обновления всей груп- пировки каждые 5–7 лет, как это будет необходимо для cозвездий Starlink и Kuiper. Михаил Шестаков По крайней мере одна система ШПД на средних орбитах (высота ~ 8000 км) на сегодня активно рабо- тает и массово представляет услуги – O3b компании SES. Она не очень “на слуху” в наших широ- тах, работает в основном в тропиче- ской и субтропической области, крайние точки зоны покрытия O3b приходятся примерно на 45-й град. широты (кстати, сейчас доступ через O3b организован в несколь- ких поселках в южном Казахстане). При этом стоимость земных станций там весьма велика, и абонентами O3b являются не конечные пользо- ватели, а местные операторы связи, которые дальше раздают ШПД по традиционным наземным каналам – кабельным, сотовым и т.п., а также морские суда. Кстати, аналогичной системой должен стать отечествен- ный "Скиф". Что касается других низко- и сред- неорбитальных систем (с точки зре- ния сравнения с традиционными ГСО-системами принципиальной разницы между ними нет), то пять лет для развития совершенно новой системы связи – срок небольшой. Пока что прошло немногим больше года от начала активного разверты- вания группировки StarLink, нахо- дящейся на стадии бета-тестирова- ния, и буквально только что нача- лись опытные установки абонент- ских станций системы OneWeb. При этом спутники, разработка и запуск которых процесс весьма за- тратный и продолжительный, – очень важная часть системы, но без развитой наземной инфраструктуры никакого спутникового ШПД предо- ставить не способны. А для созда- ния наземной инфраструктуры си- стем ШПД на низкоорбитальных спутниках нужно решить ряд весьма сложных задач. Во-первых, если для оказания услуг ШПД в традиционных ГСО-систе- мах достаточно иметь одну цент- ральную станцию-шлюз в зоне по- крытия спутника, то для низкоорби- тальных систем, по условиям види- мости спутников, такие станции должны быть расположены доста- точно часто, грубо говоря, один шлюз способен обслужить абонен- тов на 1000 км вокруг себя. Для среднеорбитальных систем зона охвата одного шлюза в разы больше, но больше и задержки, и требуется более высокая, чем для НОО, энергетика как спутников, так и земных станций. То есть для обеспечения глобального охвата та- кими системами, кроме запуска спутников на орбиту, нужно еще и покрыть Землю достаточным коли- чеством шлюзовых станций. А это не только затраты на строительство этих шлюзов и подключение их к скоростным интернет-магистралям, но еще и соответствующие разреше- ния от регуляторов в тех странах, где эти станции будут строиться и оказывать услуги. Во-вторых, в отличие от традицион- ных ГСО-систем, для низко- и сред- неорбитальных систем требуются земные станции, которые должны постоянно сопровождать переме- щающиеся по небу спутники и пере- 21 2022 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw