Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2022

Абоненты (пользователи) комбини- рованной сети связи в качестве тер- минала используют стандартные со- товые телефоны. Предлагаемая система позволяет су- щественно расширить зону обслу- живания в северных широтах при объединении HAPS-платформ в еди- ную сеть с радиолиниями связи 10 Гбит/с, причем разнос обслужи- ваемых регионов может быть до 1 тыс. км [6]. Необходимо в очеред- ной раз отметить, что это типичная ситуация для Арктики, которая ха- рактеризуется достаточно большим разнесением населенных пунктов и концентрацией населения возле них в пределах 50–100 км. Один из примеров получающейся топологии комбинированной сети связи пока- зан на рис. 2. Для существенного увеличения про- пускной способности сети связи в зоне обслуживания HAPS-плат- формы возможно размещение на ней многолучевой антенной си- стемы. В этом случае зона обслужи- вания будет представлять собой со- товую (ячеистую) структуру. П редоставляемые услуги связи и конкурентные преимущества предлагаемой комбинированной сети связи в Арктике Комбинированная система связи в Арктике обеспечит: l персональную подвижную связь именно в тех местах, где она востребована, с зоной покрытия в сотни тысяч кв. км. Зону об- служивания с широким спек- тром современных услуг связи с таким большим охватом терри- тории в настоящее время в Арк- тике не обеспечивает ни одна из действующих систем; l передачу данных (включая ши- рокополосный доступ в Интер- нет) для подвижных и фиксиро- ванных абонентов (население, административные органы управ- ления областных и краевых центров, городов, райцентров и поселков), включая группы або- нентов в удаленных и труднодо- ступных местах (Росатом, МЧС, “Газпром”, “Роснефть”, Лукойл, Росгидромет, Минобороны и др.) на скоростях от 25 Мбит/с – при высоте размещения HAPS 20 км – и до 100 Мбит/с и выше – при размещении HAPS на высоте 5–7 км, что в настоя- щее время доступно только в не- скольких крупных городах Арк- тики; l сбор данных от датчиков систем IoT (трубо- и газопроводы, ком- муникации, производственные объекты, удаленные от телеком- муникационной структуры) на базе как зарубежных протоколов LoRa и LoRaWAN, Sigfox, NB- IoT, так и отечественных разрабо- ток – протоколов “Стриж”, “Ва- виот” и SNBWAN [8–10]. В на- стоящее время в Арктике нет таких систем сбора и передачи ин- формации; l непрерывный (27х7х365) сбор ме- теорологической информации в атмосфере и стратосфере, в от- дельных случаях с размещением РЛС ДЗЗ с небольшим разреше- нием; l мониторинг ледовой обстановки в акваториях северных портов, если они находятся в зоне обслужива- ния HAPS на удалении до не- скольких сотен или тысяч кило- метров. Это позволит повысить точность метеопрогнозов, повы- сить безопасность и надежность при проводке морских судов, включая мощные танкеры по пе- ревозке сжиженного газа. Таких систем в Арктике сейчас нет; l полноценную широкополосную связь сотрудникам Министерства по чрезвычайным ситуациям и органам местной власти в рай- онах чрезвычайных ситуаций. Таких систем в Арктике сейчас нет; l расширит территориальные гра- ницы зоны обслуживания суще- ствующих сетей связи до 200 км за счет только одной HAPS- платформы, а с применением сети HAPS – на несколько тысяч километров, практически на всей обитаемой территории Арктики, в пределах крупных городов и поселков за полярным кругом; l позволит оперативно создать теле- коммуникационную структуру в отдельных регионах Арктики и станет основой на первоначаль- ных этапах развития этих рай- онов; l повысит надежность услуг связи в Арктике, являясь резервной си- стемой связи даже в достаточно населенных городах Арктики и их пригородах; l исполнение специальных задач министерства обороны: обеспече- ние тактической боевой связи в зоне обслуживания HAPS; при решении задач противоракетной обороны при размещении соот- ветствующих радиолокационных средств на HAPS (по оценке из открытой печати: эффективность применения радиолокационных противоракетных средств на HAPS существенно эффектив- нее, чем в системе АВАКС (AWACS). В случае размещения необходимого оборудования на борту HAPS 55 2022 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ П ример топологии сети связи в Арктике на базе воздушных платформ Рис. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw