Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2022

59 2022 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ – Пять лет назад Триколор запустил услугу — спутниковый интернет. По- чему компания пошла на такой шаг? – В сентябре 2016 г. мы запустили проект спутникового интернета совместно с оператором Eutelsat Networks. Запуск в первую очередь был обусловлен потребностью в до- ступе к услуге аудитории Триколора. На тот момент это порядка 12 млн домохозяйств, многие из которых на- ходились за городом, где либо не было доступа в интернет вообще, либо он не был безлимитным и не удовлетворял полностью потребности пользователей. Поэтому востребован- ность услуги у нашей аудитории была очевидна, и, по нашей оценке, в России до 80% всех потенциальных клиентов среди физических лиц со- средоточены внутри базы Триколора по телесмотрению. Тогда рынок скептически относился к идее спутникового интернета для сегмента B2C, отчасти потому, что комплекты оборудования в розницу стоили порядка 40 тыс. руб., из-за чего сотни заявок конвертировались в единичные подключения. Поэтому перед Триколором встала глобаль- ная задача – сделать спутниковый интернет доступным. – Что тех пор изменилось для або- нента? – Стоимость оборудования снизи- лась в 6–8 раз: в розничном мага- зине или на маркетплейсе можно купить VSAT-станцию с Wi-Fi-ро- утером в комплекте за 7500 руб., хотя себестоимость комплектов осталась на уровне $400. Что касается скорости, эту про- блему изначально решил за нас Eutelsat Networks, предоставив скорость до 40 Мбит/с, а затем и до 100 Мбит/с. С тарифными планами тоже про- исходила интересная эволюция: сначала мы запустили лимитные та- рифные планы от 275 руб. за 1 Гбит. Но операторы ШПД приучили мас- совый рынок к тому, что интернет должен быть безлимитным, и выби- рают его клиенты по скорости, а не по включенному трафику. Поэтому одной из точек бифуркации для рынка спутникового интернета стал старт продаж Триколором 1 апреля 2017 г. первого безлимитного тариф- ного плана, который резко повлиял на количество подключений. Этот шаг вызвал тогда шквал критики со стороны других операторов и мне- ние, что мы уничтожаем рынок. Но этим Триколор, напротив, расширил горизонт и повысил массовость и до- ступность услуги. – А что эта услуга дает компании с точки зрения бизнеса? Концепция повышения доступности и снижения порогов входа позво- лила нам добиться того, что сегодня порядка 93–95% подключений – это B2C-клиенты. И последние четыре года именно этот сегмент обеспечи- вает прирост рынка спутникового интернета в России. А синергия с Триколором как крупным операто- ром платного ТВ сделала Eutelsat Networks самым быстрорастущим оператором спутникового интернета в России. С коммерческой точки зрения про- ект “Спутниковый интернет” уже давно перешел точку безубыточно- сти и стал прибыльным для Трико- лора. Но мы в первую очередь стре- мились удовлетворить потребность в загородном интернете, потому что это в том числе влияет на удовле- творенность клиента другими на- шими сервисами. И мы действи- тельно гордимся тем, что сегодня в России спутниковый интернет по цене комплекта и стоимости тариф- ного плана, вероятно, самый до- ступный в мире. Оценивая общую базу активных клиентов всех операторов спутнико- вого интернета в РФ, а это порядка 50 тыс. VSAT-станций, важно учи- тывать, что ARPU услуги спутнико- вого интернета в 20–25 раз выше, чем ARPU услуг DTH, поэтому даже “скромная” клиентская база в 15 тыс. станций генерирует выручку в несколько сотен миллионов руб- лей в год, а общий объем рынка спутникового интернета в РФ в сег- менте B2C превышает 1,4 млрд руб. и продолжает демонстрировать дву- значные темы роста. – В каких регионах больше всего подключений? Какие территории еще планируете развивать? – Четвертая часть наших клиентов живет рядом с Москвой, поэтому, в некотором смысле, москвичи вы- ступают нашими амбассадорами: они готовы пробовать новое, тра- тить на связь несколько больше, чем в других регионах, и их потребно- сти в удаленной работе или учебе выражены чуть более ярко. Другая аудитория – это юг России, где у Триколора очень высокая доля проникновения. И третья – север- ные регионы, где есть проблемы с прокладкой наземных линий связи: Архангельская область, Мурман- ская, Республика Коми. Но номер один, конечно, дачники с сезонным потреблением. П ятилетие спутникового интернета Триколора Даниил Нирман, руководитель направления “Спутниковый интернет” Триколора Адреса и телефоны Триколор (НАО “Национальная спутниковая компания") см. стр. 91 “Информация о компаниях" Реклама УСЛУГИ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw