Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2022
случае уложатся по массе и энерго- потреблению в возможности “тяже- лой” спутниковой платформы, а по стоимости заметно превысят цену ПН “тяжелого” спутника. В то же время, как будет показано ниже, практически все резервируемые КА в группировке относятся к “сред- нему” классу (масса ПН не более 600 кг) и должны резервироваться аппаратом того же класса. Схожие решения предлагают извест- ные европейские производители связных спутников Thales Alenia Space и Airbus Defense&Space. Кос- мический аппарат Thales на базе ин- новационной платформы Spacebus NEO относится к классу про- граммно-определяемых (software-de- fined) и способен приспосабливать зону обслуживания к нуждам заказ- чика, перераспределять мощность по зоне обслуживания, адаптировать частотный план. По принятым в Рос- сии критериям он относится к кате- гории “тяжелых” – масса на старте не менее 3000 кг, до 16 кВт первич- ной мощности. Блок цифровой обра- ботки выполнен на базе цифрового процессора 6-го поколения и обес- печивает полную связность и гиб- кость в распределении полос частот к лучам. Наличие отдельных антенн для связи с центральными стан- циями (хабами) свидетельствует о том, что спутник в большей степени ориентирован на сети передачи дан- ных, построенные по схеме “звезда”, хотя процессор также может обеспе- чить связь между двумя абонент- скими станциями. Спутник OneSat компании Airbus Defense&Space построен на базе платформы Eurostar NEO и имеет сравнимые с вышеописанным КА характеристики по гибкости, объему предоставляемых услуг и энергети- ческим возможностям платформ. В принципе любой из трех описан- ных аппаратов может использо- ваться в качестве резервного в орби- тальной группировке ГП КС, если сроки создания и ценовые характе- ристики окажутся приемлемыми для предприятия. В применении к зарубежным КА вызывает сомнение их ориентированность на сети типа “звезда”, которые в Российской Фе- дерации развиты относительно слабо. По такой схеме в Ku-диапа- зоне в России построен пока только один КА – “Экспресс-АМУ3”, за- пускаемый в декабре 2021 г. Пер- вые годы эксплуатации покажут сте- пень заинтересованности спутнико- вых операторов второго уровня и пользователей в освоении такой емкости. Р езервный спутник с расширенными зонами обслуживания. Выше уже отмечалось, что пред- положение авторов работ [2, 3] о полной невозможности резерви- рования отказавшего аппарата путем перевода КА из другой по- зиции не вполне оправданно. Де- тальное изучение вопроса пока- зало, что при введенных ранее ограничениях (резервирование в трех диапазонах – L, С, Ku; ре- зервирование только зон обслу- живания на территории РФ в сек- торе 40 град. в.д. – 145 град. в.д.) резервирование одним аппа- ратом не только возможно, но и весьма эффективно. Благодаря вытянутой с запада на восток территории России, види- мой с ГСО в относительно узком секторе углов в направлении “север – юг”, возможно выбрать такую конфигурацию зон обслужи- вания резервного аппарата в С- и Ku-диапазонах, чтобы они при пе- ремещении КА вдоль орбиты охва- тывали всю видимую часть россий- ской территории. В качестве базо- вых контуров для анализа были взяты из Регламента ГП КС [4] зоны покрытия действующих на се- годняшний день КА “Экспресс- АМ7” (точка 40 град. в.д.), “Экс- пресс-АМ6” (точка 53 град. в.д.), “Экспресс-80” (точка 80 град. в.д., “Экспресс-103” (точка 96,5 град. в.д.), “Экспресс-АМ5” (точка 140 град. в.д.), “Экспресс-АМУ7” (точка 145 град. в.д., запуск ожи- дается в конце 2021 г.). Далее была подобрана конфигурация зоны обслуживания для резервного аппарата, которая покрывала бы существующие зоны в каждой из рабочих точек. Рассматривались только контурные антенны, обес- печивающие более крутой спад уровня сигнала за пределами зоны обслуживания. Соответствующая конфигурация для С-диапазона на линии вниз показана на рис. 1 в качестве примера для точки 67 2022 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Рис. 2в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw