Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2022

80 град. в.д. Нетрудно убедиться, что она пригодна и во всех осталь- ных точках стояния КА ГП КС. Важно отметить, что ухудшение энергетических характеристик при резервировании по сравнению с ис- ходным КА не превышает 1 дБ для ЭИИМ и 1 дБ для G/T. Аналогичная работа для Ku-диапа- зона дала конфигурацию, показан- ную для примера в трех точках ор- биты: 40 град. в.д. (рис. 2а), 80 град. в.д. (рис. 2б), 140 град. в.д. (рис. 2в). В этом диапазоне ухудше- ние параметров составило 0,5–1,0 дБ для ЭИИМ и 1,5–2 дБ для G/T. Помимо зон обслуживания, на ре- зервном аппарате должны быть вы- браны и номера транспондеров таким образом, чтобы обеспечить максимально возможное восполне- ние емкости в любой из позиций на ГСО. Проще решить этот вопрос для Ku-диапазона. Практически на всех КА ГП КС используются три коор- динационных участка Ku-диапазона шириной по 250 МГц, именуемые “Группа А”, “Группа В”, “Группа D”. Границы полос частот этих участков приведены в таблице 1. Представ- ляется целесообразным разместить на резервном КА 24 транспондера с полосой пропускания 54 МГц каж- дый, по 8 транспондеров на каждом участке. Имеется еще одна тонкость в орга- низации связи в Ku-диапазоне, ко- торую необходимо учитывать. Сло- жилось так, что существуют две схемы переноса спектра сигналов из полосы приема в полосу пере- дачи, условно именуемые “схема Eutelsat” и “схема Intelsat”. Чтобы различать эти схемы, каналы в схеме Eutelsat обозначают буквами B и D, а каналы в схеме Intelsat – буквами DB и BD. Эти обозначе- ния также приведены в таблице 1. При использовании схемы Intelsat нижние по частоте каналы DB пе- реносятся в нижний участок по- лосы передачи, а верхние каналы BD – в верхний участок. При ис- пользовании схемы Eutelsat, наобо- рот, нижние каналы D переносятся в верхний участок, а верхние ка- налы B – в нижний. В группировке ГП КС перенос по схеме Eutelsat применяется в КА “Экспресс-АМ5” и “Экспресс-АМ6”, все остальные спутники используют альтернатив- ный перенос. Разумеется, резерв- ный КА должен обеспечивать обе схемы переноса, поэтому в каждой группе D и В (соответственно, DB и BD) должны быть установлены переключатели, меняющие частоту переноса, как показано на рис. 3. Сложнее обстоит дело с С-диапазо- ном. На “тяжелых” КА “Экспресс- АМ5, АМ6, АМ7”, запущенных в 2014–2015 гг., размещалось до 30 транспондеров в С-диапазоне. С учетом решений ряда всемирных радиоконференций, выделивших нижнюю часть С-диапазона для со- вместного использования со служ- бой IMT-2020, число транспонде- ров, потенциально свободных от помех, заметно сократилось, и на последних КА размещают от 8 до 16 транспондеров в С-диапазоне. Под- счет показывает, что на типовом сред- нем аппарате, выполненном, напри- мер, на платформе “Экспресс-1000Н” АО “ИСС им. Решетнева”, в преде- лах лимита энергообеспечения ПН можно разместить 24 транспондера Ku-диапазона и до 11 транспондеров С-диапазона. На всех КА ГП КС устанавливается ретранслятор L-диапазона для по- движной связи. На разных орби- тальных позициях работа осуществ- ляется в различных частотных кана- лах. Резервный аппарат должен иметь возможность замещать любой из каналов, поэтому для него не- обходимо создать универсальный ретранслятор, способный работать в требуемых полосах частот путем простого переключения. В ывод Восстановление работоспособности отказавшего КА из состава спутни- ковой группировки возможно путем использования дополнитель- ного, резервного, спутника на ор- бите. В общем случае резервный спутник может быть построен по схеме с гибкой полезной нагруз- кой, однако в частном случае орби- тальной группировки российского предприятия “Космическая связь” возможно применение простого КА с расширенными зонами обслужи- вания. Л итература 1. Локшин Б.А., Орлов Ю.Ю. Пути повышения надежности спутнико- вой группировки. Доклад на 3-й Международной конференции “Проблемы развития телекоммуни- кационной инфраструктуры России и внедрение перспективных радио- технологий” (“Радиотехнологии- 2012”), Москва, март 2012 г. 2. Сподобаев М.Ю., Ментус О.В., Дьякова Е.А. “Перспективные на- правления создания полезных на- грузок для российской орбитальной группировки связи и вещания. Часть II. “Труды НИИР”, М: НИИР, 2020, № 1–2, с. 5–31. 3. E.A.Dyakova, O.V.Mentus. Use of Flexible Payloads for Russian Communication and Broadcast Satel- lites. 2020 Systems of Signals Gener- ating and Processing in the Field of on Board Communications. DOI: 10.1109/IEEECONF48371.2020.907 8554. 4. http://www.rscc.ru/about/#docu- ments. l 68 Рис. 3 С хема переключения полос частот между группами В, D и BD, DB

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw