Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

9 2023 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ – Имеется ли коммерческая перспектива у низкоорбиталь- ных систем широкополосного доступа? Какие существуют проблемы на этом пути и есть ли их решение, адекватное для рынка? – Несмотря на растущие мега- группировки на НКО, масштаб- ные инвестиции в них и аль- янсы с операторами ГСО-сетей, существует большая рыночная ниша, где рентабельность КА ГСО остается вне конкуренции. Сегодня операторы сфокусиро- вались на глобальном охвате, считая его безусловным путем к успеху. По прогнозам Eurocon- sult, к 2026 г. НГСО КА будут составлять 90% орби- тальной емкости. Но есть как минимум еще одно усло- вие – оптимальное распределение пропускной способно- сти. В разных регионах потребление существенно раз- личается и резко возрастает по мере увеличения плотно- сти населения. Для группировок на НКО гибкое распре- деление ресурса реализовать крайне сложно, а ГСО КА с этой задачей отлично справляются. Спутники на НКО большую часть времени пролетают над незаселенными или малонаселенными районами, то есть тратят свой ре- сурс впустую. Поэтому, в сочетании с оптимальным гео- графическим распределением, стоимостью за бит и общей стоимостью эксплуатации группировки, ГСО- группировки наиболее экономически эффективны. Преимуществом КА на НКО, безусловно, является малая задержка сигнала. Но две ключевые инновации: появление ГСО МКА и гибких программно-определяе- мых полезных нагрузок серьезно повышают конкурен- тоспособность ГСО-группировок во всех задачах, где не требуется малая задержка. Кроме того, подавляющая часть трафика малочувствительна к задержке. Потреби- тельский потенциал для НГСО-группировок опреде- ленно составляют ШПД, услуги связи для судов и связь в полете. Появившийся недавно термин “мультиорби- тальность” стал основой новой стратегии развития спут- никового рынка. Операторы стремятся занимать его значительные доли, используя синергию геостационар- ных и негеостационарных группировок. По мере того как совершенствуются технологии (благодаря широ- кому применению готовых элементов (commercial-off- the-shelf – COTS) при производстве спутников и назем- ной инфраструктуры) и бизнес-моделей, растет эконо- мическая обоснованность проектов создания многоспут- никовых группировок. – Какие спутниковые проекты широкополосного до- ступа с использованием низкоорбитальных спутников и вообще спутников на негеостационарных орбитах являются наиболее перспективными и почему? – Известно, что рынок спутниковой связи на основе НКО многоспутниковых группировок в основном фор- мируют Starlink, OneWeb, Lightspeed и Kuiper. Группи- ровки на НКО открывают новые источники дохода для операторов. Фиксированные сети для корпоративных пользователей составляют около 70% всех предваритель- ных заказов операторов. Но и сектор подвижной связи становится все более активным. Если говорить о НГСО- системах, то прежде всего это системы, которые закры- вают те задачи, которые не могут решить ГСО-спутники. Яркий пример – проект “Экспресс-РВ”, предназначен- ный для покрытия всей территории РФ, включая север- ные регионы и Арктику, а также для организации устой- чивой подвижной связи. По-прежнему рост рынка ограничивают высокие цены на абонентские терминалы с плоскими антеннами (FPA). Тренд на мультиорбиталь- ность создает спрос на новое оборудование. Появление мультиорбитального терминала изменит правила игры и даст возможность направлять приложения и трафик с высоким приоритетом и малой задержкой в спутнико- вые системы на НКО, а приложения для обработки больших объемов данных – в ГСО-системы. – Нужна ли вообще коммерциализация спутниковых систем широкополосного доступа на негеостационар- ных орбитах? Или все такие системы следует рас- сматривать не как коммерческие, а только как инфра- структурные? – Коммерческие услуги существенно расширяют рынок НГСО-систем. Мир развивается, и мы уже не мыслим себя без постоянного использования гаджетов. Проекты оснащения доступом в Интернет активно внедряются на всех видах пассажирского транспорта – автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте, что говорит о большой востребованности коммерческих услуг. Проблема отсутствия связи в транспорте особенно актуальна для России: большая протяженность территорий, низкая плотность населения в отдельных регионах, ограниченное развитие инфра- структуры мобильных операторов вдоль автомобильных и железных дорог. Пассажиры, путешествующие на дальние расстояния, находятся в ограниченной инфо- коммуникационной среде. Кроме того, во многих стра- нах активно развиваются и услуги спутникового радио, а это также коммерческая ниша для НГСО-систем. – Насколько реально развитие тенденции создания низкоорбитальных систем для прямого доступа к смартфонам и организация на этой основе бесшовных сетей с сотовыми сетями? Какие проблемы имеются при создании такой системы? И есть ли их решение? – Связь “смартфон – спутник” – одно из перспектив- ных направлений развития спутниковой связи. И это не только область сопряжения наземной и спутниковый связи, а межтехнологический переход к созданию гиб- ридных бесшовных сетей. Создание гибридных сетей связи – объединение наземных и спутниковых сетей с поддержкой бесшовного хендовера и доступ к спутни- ковому сегменту с персональных устройств, в условиях отсутствия наземной мобильной связи, является одним из основных трендов операторов спутниковой связи. Бес- Инесса Глазкова Исполнительный директор ООО “НЕБО ГК”, к.т.н. www.rscc.ru Стратегический партнер выпуска

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw