Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023
имеются детальные графики прове- дения работ по созданию КА. Важно, что работа заканчивается не предъявлением опытных образ- цов, а запуском штатных космиче- ских аппаратов. Если же прорывом считать изго- товление “по одному аппарату в день” по примеру западных мно- госпутниковых систем, то такая по- становка задачи представляется мне надуманной и не подкреплен- ной реальными потребностями страны и возможностями ее эконо- мики. Владимир Уваров Основное условие для достижения прорыва – расширение кооперации, которая выходит далеко за рамки предприятий ГК “Роскосмос”. Какой проект из обозначенных (“Марафон IoT”, “Экспресс- РВ”, “Скиф”) имеет наибольшую значимость для развития систем спутниковой связи России и по- чему, тем более что любой проект спутниковой связи – это потенци- ально международный проект? Инесса Глазкова Проект “Экспресс-РВ” прошел до- статочно долгий путь, прежде чем ему “дали зеленый свет”. О нем го- ворили давно, понимая его важ- ность и значимость для РФ. Про- ект отличается от “Марафона IoT” и “Скифа” не только назначением, но прежде всего тем, что дает уни- кальные возможности для развития северных территорий РФ и освое- ния Арктики, формирования рынка подвижной связи и спутни- кового радио. Проект позволяет развивать новые технологии при разработке бортовых систем КА, решить задачи бесшовности при пе- реходе со спутника на спутник и создать унифицированные або- нентские терминалы для массового рынка. Андрей Гриценко Я бы выделил два проекта. Во-пер- вых, “Экспресс-РВ” как почти ре- гиональный проект. Во-вторых, “Марафон IoT” как международ- ный проект. “Экспресс-РВ” – это проект высокой степени готовно- сти. Все основные технические ре- шения были отработаны ФГУП “КС” на протяжении последних 10 лет. После развертывания си- стемы в России появится новый сервис – подвижный широкополос- ный доступ. Это значит, что Ин- тернет будет доступен подвижным пользователям практически во всей России: в вагонах поезда, автобу- сах, автомашинах, на кораблях Се- верного морского пути, в таежных поселках, причем как в интересах частных лиц, так и служб МЧС, здравоохранения и др. Проект “Марафон IoT” основан на уже давно отработанных коммерческих решениях. Это современная “лег- кая” система, так как использует микроспутники массой до 50 кг. Она расширит границы примене- ния IoT за пределы городов, услуги будут доступны на всей тер- ритории России, равно как и в любом государстве. Эти две си- стемы могут изменить жизнь людей к лучшему. Борис Локшин Позволю себе не согласиться с утверждением, что “любой про- ект спутниковой связи – это потен- циально международный проект”. В качестве примера сошлюсь на проект “Экспресс-РВ”. Рабочий участок орбиты спутников нахо- дится над территорией России вблизи точки 73 град. в.д., 63 град. с.ш., угол видимости более 30 град. обеспечивается только на территории России. Более того, все связи замыкаются на центральную станцию, которая также находится на российской территории. При- сутствие клиентов из зарубежных государств в этой ситуации малове- роятно. Я бы оценивал значимость новых проектов в первую очередь с точки зрения их полезности для России, и в этом смысле вне конкуренции система “Экспресс-РВ”. Это пер- вая спутниковая система, которая обеспечивает устойчивую связь в Арктическом регионе и на север- ном побережье России, а также первая система, делающая доступ- ной связь с подвижными объ- ектами на всей российской терри- тории, а не только в южных широ- тах, как системы на ГСО. Среднеорбитальная система “Скиф” хотя и имеет широкое покрытие, может сосредоточиться в первую очередь на обслуживании россий- ских потребителей. Нужно только определиться с кругом возможных пользователей. Можно сразу исклю- чить индивидуальных российских абонентов: им будет недоступна по стоимости абонентская станция с ан- теннами, следящими за быстро пе- ремещающимися спутниками. Для коллективных пользователей сум- марный спрос на трафик, по моей оценке, не превысит 30–40 Гбит/с. Прогнозируемая в рекламных мате- риалах проекта пропускная способ- ность в 300 Гбит/с и более пред- ставляется крайне избыточной и не- оправданной. Проект “Марафон” можно в наи- большей степени считать междуна- родным, и его реализацией стоит заниматься, если создать подходя- щую международную кооперацию. Олег Ментус Мне кажется, тяжело на данном этапе выделить какой-то проект. По сути, они все разные и допол- няют друг друга: проект “Марафон IoT” предназначен для низкоско- ростного дешевого Интернета вещей, проект “Экспресс-РВ” ори- ентирован на предоставление ши- рокополосного доступа для корпо- ративных и индивидуальных кли- ентов, изначально проект “Скиф” должен был предоставлять услуги доступа к сети “Интернет” коллек- тивным точкам доступа (удаленные населенные пункты, большие по- движные объекты и т.д.). Рынок, его потребности меняются в зави- симости от разных факторов. Какая система в итоге будет наибо- лее востребованной, зависит в том числе от того, как создатели смогут представить ее потребителям. Дмитрий Пайсон Я бы говорил о значимости, исходя из оценки реализуемости проекта. С моей точки зрения, несомненный плюс “Марафона IoT” – его, так сказать, “представимая” размер- ность с точки зрения и количества аппаратов, и требований к аппара- там, и задействуемым протоколь- ным решениям и компонентной базе (хотя, конечно, сейчас трудно о чем-то конкретном говорить по этой части). Несомненный плюс “Экспресса-РВ” – это его, так ска- зать, “маломашинность”, не на- столько ярко выраженная, как в случае других систем, зависи- мость работоспособности системы в целом от количества выведенных аппаратов – то есть, условно го- воря, запустить один – будет вы- давать некоторые полезные резуль- таты и один тоже. 19 2023 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw