Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

57 2023 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ тересы. Так, например, 3GPP яв- ляется альянсом семи компаний, членство в котором является закры- тым, поэтому далеко не каждая страна может повлиять на разраба- тываемые ими стандарты. В своих исследованиях 3GPP может не ру- ководствоваться положениями Рег- ламента Радиосвязи или потребно- стями развивающихся стран. Так же CEPT и ЕКА, являясь европей- скими организациями, учитывают только свои внутренние интересы и поддержку своих операторов спут- никовых сетей. В отличие от наземных сетей 5G, которые могут развиваться на ре- гиональном или национальном уровне независимо от всего мира, спутниковые сети работают гло- бально (или почти глобально), и стандарты, разрабатываемые для них, должны быть применимы в каждой стране. Поэтому необхо- димо, чтобы стандартизация спутни- кового компонента сетей 5G прово- дилась именно в МСЭ при участии всех заинтересованных государств- членов, операторов спутниковой связи, разработчиков и производи- телей радиоэлектронных средств и соответствующего программного обеспечения. С татус стандартизации IMT-2020 в МСЭ, сроки принятия окончательного стандарта Вопросом стандартизации назем- ного сегмента 5G в Секторе радио- связи МСЭ (МСЭ-R) в течение почти семи лет занималась Рабочая группа 5D (РГ 5D) – Системы Международной подвижной связи. На рис. 2 показан график разра- ботки нормативно-технических до- кументов в РГ 5D. Стандарт IMT-2020 разрабатывался МСЭ в сотрудничестве с ведущими стандартизирующими организа- циями, промышленностью, операто- рами, научными институтами и не- зависимыми партнерствами, такими как 3GPP, GSMA, IEEE, 5G Infra- structure Public Private Partnership, APT Wireless Group, ETSI и др. РГ 5D старалась синхронизировать свою работу с основными стандар- тизирующими организациями с целью получения конечного ре- зультата. Пример такого конструк- тивного сотрудничества между МСЭ-R и 3GPP приведен на рис. 3. Однако конкуренция в МСЭ за ра- диочастотный спектр между назем- ными и спутниковыми операторами связи часто приводит к отрицанию взаимодополняемости спутниковых и наземных технологий, и поэтому в спецификациях МСЭ по назем- ным сетям 5G практически не было уделено внимания вопросам исполь- зования спутникового компонента IMT. Очевидно, что такая поздняя интег- рация спутникового и наземного компонентов 5G будет дорогостоя- щей, неэффективной и упустит воз- можности: l подключения большего количе- ства пользователей за пределами городских районов и, соответ- ственно, увеличения абонентской базы; l повышения эффективности сети/сокращения расходов за счет интеграции компонентов на ранней стадии. И главное, в проигрыше остается конечный пользователь услуг, кото- рому безразлично, с помощью каких средств эта услуга предоставлена. Главное – адекватность услуги по цене и качеству. Несмотря на противоречия и сопро- тивление со стороны мобильных операторов, процесс стандартизации спутникового компонента IMT-2020 был начат в 2021 г. в РГ 4В Иссле- довательской комиссии 4 Сектора радиосвязи (ИК 4 МСЭ-R) – Спут- никовые службы. Учитывая, что спутниковые операторы не могут позволить себе ждать разработки спецификаций семь лет, РГ 4В под- готовила отчет, охватывающий сразу несколько аспектов спутнико- вого компонента IMT-2020: видение системы, минимальные технические требования и методы оценки радио- интерфейсов. Разработка отчета в РГ 4В велась при участии операторов спутнико- вой связи, таких как Inmarsat, Г рафик стандартизации 5G в Рабочей группе 5D МСЭ-R Рис. 2 В заимодействие РГ 5D МСЭ-R и 3GPP для разработки стандарта IMT-2020 Рис. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw