Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

В ведение Проблема безопасности полетов воздушных судов, возникшая на заре авиации вместе с открытием возможности самих полетов, не утратила актуальности до сего- дняшнего дня. Более того, к на- стоящему времени эта проблема, в дополнение к классическим ава- рийным ситуациям, получила суще- ственное развитие в направлении квалифицированного терроризма, в том числе партизанской активно- сти, усугубленного появлением и взрывным распространением бес- пилотных летательных аппаратов и простоты доступа к информации о воздушном движении в реальном времени. Р адиолокационное наблюдение Технические средства обеспечения безопасности полетов, а в более широком аспекте – безопасности воздушного движения, развива- лись параллельно развитию авиа- ции в соответствии с доступными на разных этапах развития техно- логиями и интенсивностью воздуш- ного движения. Исторически пер- вым эффективным решением обес- печения безопасности воздушного движения явились средства радио- локации для наблюдения за воз- душными судами в обозримом воз- душном пространстве. Это решение вследствие чрезвычайной техниче- ской сложности и дороговизны нашло весьма ограниченное по сравнению с общеглобальной по- требностью наблюдения примене- ние – главным образом, при аэро- портах, в районах государствен- ных границ и других специальных местах. Наблюдение в районе аэро- портов преследовало свою конкрет- ную цель – предупреждение столк- новений в воздухе и воздушных судов с наземными объектами. Ре- зультаты наблюдения исполь- зуются диспетчерами для управле- ния воздушным движением в рай- оне аэропорта. Наблюдение за воз- душными судами на государствен- ных границах и в районе специ- альных объектов имеет другую цель – главным образом, определе- ние текущих координат воздуш- ного судна и вектора его движе- ния – скорости и направления. Таким образом, радиолокационное наблюдение эффективно решает свои конкретные задачи, за рам- ками которых остается ряд про- блем, в значительной степени влияющих на безопасность полетов. 68 УСЛУГИ С путник как узел сети АЗН-В ADS-B network satellite node Статья посвящена проблеме повышения безопасности полетов воздушных судов средствами обеспечения ситуационной осве- домленности участников воздушного движения. Рассмотрены возможности конкурирующих систем автоматического зависи- мого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) с позиций обес- печения информационной безопасности в системе воздушного движения. Предложено использование низкоорбитальных спут- никовых систем для обеспечения глобального охвата АЗН-В Ключевые слова: информационная безопасность АЗН-В, ситуационная осведомленность, низкоорбитальные спутниковые системы Keywords: ADS-B cyber security, situation awareness, low-orbit satellite systems Сергей Шаврин Профессор МТУСИ, д.т.н. Sergey Shavrin Professor, MTUCI, Dr.Sc. Эдуард Фальков Директор МКАА “Безопасность полетов”, к.т.н. Eduard Falkov Director, International Advisory and Analytical Agency Flight Safety, Ph.D. Виктор Алешин НИИР, начальник лаборатории, к.т.н. Viktor Aleshin Head of laboratory, NIIR, Ph.D. Екатерина Щербакова Аспирант, МТУСИ Ekaterina Scherbakova Ph.D. candidate, MTUCI УДК 004.722.45 The article is aimed to the flight safety enhancement by the situation awareness means. The Automatic Depen- dent Surveillance - Broadcasting (ADS-B) competing standards abilities to obtain the necessary level of air traffic cyber security are being discussed. Low- orbit satellite systems are being proposed to use to provide global ADS-B coverage

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw