Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

Б езопасность полетов и ситуационная осведомленность пилотов Как известно, безопасность воздуш- ного движения в значительной сте- пени определяется ситуационной осведомленностью пилотов и назем- ного персонала о состоянии воздуш- ного пространства – расположения в его пределах других воздушных объектов и векторах их движения, а также о других объектах. Естественно, радиолокационное на- блюдение не в состоянии обеспечить пилотам необходимую степень си- туационной осведомленности, и эта функция наблюдения остается за рамками деятельности систем управ- ления воздушным движением до на- стоящего времени. АЗН-В Еще одной задачей наблюдения за воздушными судами является фик- сация фактов аварийных ситуаций и координат воздушного судна в этот момент с целью ускорения спа- сения и других действий, направ- ленных на снижение последствий аварий. И цена этой информации тем выше, чем дальше от инфра- структуры органов УВД произошла авария и меньше шансов получения этой информации средствами радио- локационного обнаружения. Качественно новые возможности на- блюдения за воздушными судами от- крыла эпоха создания глобальной системы навигации – систем GPS, ГЛОНАСС и др. Пилот каждого воздушного судна получил возмож- ность определения координат воз- душного судна и вектора его движе- ния в реальном времени с высокой точностью. Оставалась задача пере- дачи этой информации пилотам дру- гих воздушных судов и наземным службам для радикального решения проблемы ситуационной осведом- ленности и регистрации аварийных ситуаций. В рамках открывшихся возможностей мировым сообществом в лице Международной организации гражданской авиации (ИКАО) была разработана концепция автоматиче- ского зависимого наблюдения веща- тельного типа (АЗН-В). Концепция позиционировала АЗН-В как ин- струмент, дополнительный к радио- локационному наблюдению, с пер- спективой его замены в большинстве приложений гражданской авиации. Принципы АЗН-В и каналы взаимо- действия в системе управления воз- душным движением (УВД) иллю- стрируется рис. 1. Технология АЗН-В позволяет обес- печить ситуационную осведомлен- ность пилотов и наземного персо- нала о местоположении воздушных судов. Эта технология предпола- гает, что каждое воздушное судно периодически передает в эфир со- общение со своим идентификато- ром, координатами, вектором скоро- сти и специальной информацией. Станция диспетчера, а при наличии оборудования и другие воздушные суда принимают этот сигнал и запи- сывают в память бортового компью- тера координаты. Из ряда стандартов АЗН-В, разра- ботанных в разное время, следует отметить три: l используемый в США стандарт UAT; l насаждаемый всему остальному миру стандарт 1090ES; l предлагаемый для замены 1090ES стандарт VDL-4. Стандарт UAT не принято рассмат- ривать применительно к РФ вслед- ствие частотной несовместимости с используемым оборудованием. Система 1090ES была разработана “на скорую руку” в 80-х гг. про- шлого столетия при сравнительно не- высокой плотности воздушного дви- жения. В 2003 г. на 11-й Аэронави- гационной конференции для началь- ного (initial), но вовсе не глобаль- ного внедрения было рекомендовано использовать АЗН-В/1090; впрочем, уже тогда для этого типа АЗН-В было указано на опасность явления так называемого насыщения/интер- ференции в силу случайного во вре- мени наложения сигналов при высо- кой плотности воздушного движения и тем самым существенных потерь информации. С самого начала (при живом К. Шенноне!) она создавалась как “антисистема” в классическом понятии теории передачи сигналов и общей логики, предполагая неупо- рядоченную передачу летательными аппаратами однородных сообщений на одной несущей частоте с высокой вероятностью потерь сообщений вследствие взаимного подавления со- общений разных источников. Невзирая на это, западная авиапро- мышленность, пользуясь монополь- ным положением, активно устанав- ливала на воздушные суда Boeing и Airbus комбинированные аэронавига- ционные системы, которые, наряду с ответчиком вторичного радара и ап- паратурой предотвращения столкно- вений TCAS, включали подсистему передачи сигналов с бортов ВС АЗН- В/1090 Out, и к настоящему вре- мени многие тысячи гражданских ВС зарубежного производства оборудо- ваны таким видом “исходящего” АЗН-В. Национальные провайдеры аэронавигационных услуг продол- жали масштабную установку в своих странах приемных наземных станций АЗН-В/1090. В итоге в оборудова- ние АЗН-В/1090 по всему миру фак- тически впустую, как выяснилось позже, с учетом отсутствия киберза- щищенности, нелегитимно и без ма- лейшей экономической отдачи вло- жены сотни миллиардов долларов 69 2023 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ П ринципы АЗН-В в системе управления воздушным движением Рис. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw