Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

в течение 20 лет. Однако ни в одной стране мира, несмотря на, казалось бы, многообещающие перспективы, АЗН-В/1090 для наблюдения ВС официально не применяется (за ис- ключением Австралии, в весьма уре- занном варианте и без оговоренного обеспечения кибербезопасности, что объясняется тем, что Австралия стала использовать АЗН-В/1090 до по- явления документов ИКАО о не- обходимости обеспечения кибербезо- пасности АЗН-В). Решающим фактором внедрения АЗН-В/1090, по-видимому, явилась простота реализации и низкая стои- мость. Кроме того, изначально предполагалось оснащение воздуш- ных судов как передатчиками (ADS-B Out), так и приемниками (ADS-B In) сигналов АЗН-В, од- нако реально оснащение приемни- ками не получило достаточного для обеспечения ситуационной осведом- ленности распространения. П роблемы АЗН-В В настоящее время можно уверенно констатировать, что система 1090ES устарела и полностью исчерпала лимит оказанного ей доверия. Главной причиной неприемлемости использования в настоящее время и в будущем системы 1090ES является полная невозможность обеспечения информационной безопасности, что в современном состоянии разгула ква- лифицированного терроризма в мире совершенно недопустимо [1]. Откры- тая передача в эфир идентификатора и координат воздушного судна пре- доставит террористу возможность на- ведения беспилотного летательного аппарата на любой конкретный объ- ект с целью его уничтожения. Отсут- ствие возможности аутентификации не позволяет защитить приемник воз- душного судна от “фантомов в воз- духе”, а дисплей диспетчера – от за- вала спамом из заранее записанных из эфира сообщений [2]. Эффективность системы 1090ES в реальности тоже оказалась ниже реально представимой – в полном соответствии с базовой теорией пе- редачи сигналов. Результаты зару- бежных исследований показывают, что в условиях современной интен- сивности трафика воздушного дви- жения в районе аэропортов, где осо- бенно высока цена информации АЗН-В, пропадание сообщений, вы- званное перекрытием во времени со- общений разных воздушных судов, достигает 98% [3]. Средний интер- вал приема сообщений от одного воздушного суда при этом состав- ляет малоприемлемое значение вре- мени 14 с, за которое судно прохо- дит 3,5 км [4, 5]. Попытка повышения эффективно- сти системы 1090ES, предпринятая американской администрацией путем включения АЗН-В в сферу спутниковой системы IRIDIUM NEXT, представляется бесполезной и бесперспективной, поскольку не снимает с повестки дня проблему информационной безопасности, а задержка сообщений в спутнико- вой системе дополнительно снижает ценность информации. За время, прошедшее с момента на- чала разработки систем АЗН-В, в мире произошло неблагоприятное для гражданской авиации измене- ние геополитической обстановки, породившее явление квалифициро- ванного терроризма. Квалифицированный терроризм в авиации может явиться страшней- шим порождением XXI века. Сохра- няя историческую преемственность классического терроризма в стремле- нии использовать все более и более изощренные технические средства и методы, терроризм в авиации полу- чил в XXI веке новые легкодоступные и недорогие инструменты уничтоже- ния воздушных судов – беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и средства их наведения на цель – мно- гочисленные радиоконструкторы SDR, выпускаемые различными фир- мами – производителями электро- ники с целью демонстрации возмож- ностей выпускаемой элементной базы и ускорения разработок на ее основе. Последний вид инструментария может быть также активно использо- ван для нарушения корректной ра- боты бортовых навигационных и те- лекоммуникационных систем. Квалифицированный терроризм предполагает возможность следую- щего вида атак на сигналы АЗН-В: 1. Радиоперехват с целью определе- ния реальных координат конкрет- ного ВС (по его идентификатору). Обладание одновременно информа- цией об идентификаторе ВС и его координатах открывает террористу возможность запуска БПЛА (воз- можно, оснащенного взрывным устройством для усиления эф- фекта), запрограммированного на столкновение с конкретным ВС. 2. Организация целенаправленных квалифицированных помех, подоб- ных реальным сигналам АЗН-В, – фантомов. Организация фантомов – это для террориста не требующий больших затрат способ заставить ВС (возможно, целенаправленно выбранное) совершить опасный ма- невр, способный привести к аварии, например фантом выезжающего на посадочную полосу снегоуборщика для ВС в условиях захода на по- садку при ограниченной видимости. В настоящее время наиболее про- стым способом организации фанто- мов, неотличимых от реально дей- 70 П ринцип самоорганизации А-сети Рис. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw