Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

Дмитрий Пайсон Я считаю основной проблемой, свя- занной с РК-11-КТ и вообще нор- мативным обеспечением российской космической деятельности, не какие-то содержательные особенно- сти соответствующих документов, а сам факт их закрытого – или полу- закрытого, что в стратегической перспективе едва ли не хуже – ха- рактера. Нынешнее обсуждение предполагает, вероятно, что все его участники имеют доступ к не опуб- ликованному открыто документу под названием “Положение о по- рядке создания, производства и эксплуатации космических ком- плексов”; в курсе ли дела читатели журнала – большой вопрос. Как я понимаю, сейчас доступ к докумен- там этого типа можно в той или иной форме получить на запросной основе, связавшись с Роскосмосом. При этом орган по космической деятельности будет еще изучать це- лесообразность и рамки ознакомле- ния любопытствующей организа- ции с соответствующими докумен- тами или их более или менее под- робным пересказом. Такой порядок означает, по большому счету, со- хранение “управляемой закрыто- сти” космической отрасли, когда внешний субъект, будь то стартап, большая некосмическая компания или венчурный инвестор (понятно, что в разное время на горизонте на- блюдается разное количество игро- ков того или иного типа), лишен возможности предварительно озна- комиться с отраслевой “библией”, прежде чем принять решение, стОит ли вообще двигаться в сто- рону участия в космической дея- тельности, например, через лицен- зирование. Пару лет назад ситуа- ция несколько улучшилась в том смысле, что стало более или менее понятно, где в Госкорпорации рас- положено соответствующее “окно” для внешних интересантов, и в принципе организация настроена так или иначе “пришельцам в от- расль” помогать, но исключительно по результатам “рассмотрения во- проса”. Заметим, что, если бы со- ответствующая “нормативка” оста- валась бы закрытой абсолютно, си- туация была бы однозначнее: на нет и суда нет, не располагая сек- ретным делопроизводством и офи- циально установленной необходи- мостью, доступа к документам не получает никто, так что и обсуж- дать их нечего. А так все происхо- дит в режиме ручного регулирова- ния. Самостоятельно ознакомиться с регламентами, чтобы понять, есть ли смысл вообще затеваться, никто (пока?) не может. Здесь, кстати сказать, надо добрым слово помя- нуть нормативную базу лицензиро- вания космической деятельности – она открыта и доступна на соответ- ствующих сайтах. Возможно ли серийное производ- ство спутников и их составных ча- стей, если в нормативной основе производства заложены требова- ния РК-11-КТ и ГОСТ РВ? Какие проблемы существуют и как их ре- шить? Игорь Кармалеев Многолетняя практика показала, что серийное производство спут- ников и их составных частей, если в нормативной основе про- изводства заложены требования РК-11-КТ и ГОСТ РВ, воз- можно. Правда, процесс подго- товки серийного производства опять связан с многочисленными экспертизами и согласованиями с ГНИО, другими инстанциями и Роскосмосом. По моему мнению, применение такого подхода к созданию спутников целесооб- разно при создании новых инно- вационных КА, а серийное про- изводство – для КА систем связи повышенной надежности в инте- ресах обеспечения безопасности государства. Что касается КА гражданского назначения коммерческой направ- ленности, то здесь, как мне ка- жется, взаимодействие должно осуществляться исключительно между заказчиком и подрядчи- ком. Экспертизы вплоть до этапа приемки КА на заводе-изготови- теле проводятся заказчиком или привлекаемой по его решению ор- ганизацией. ЦНИИмаш на основе представлен- ных в согласованном объеме доку- ментов выдает заключение о техни- ческой готовности КА к проведению ЛИ. Решение о готовности КА к за- пуску принимает Государственная комиссия по проведению летных испытаний космических комплек- сов социально-экономического, на- учного и коммерческого назначе- ния. Олег Ментус Как показал опыт зарубежных ком- паний (SpaceX и OneWeb), серий- ное производство спутников и их компонентов возможно. Возможно ли это в условиях РК-11-КТ и ГОСТ РВ? Наверное, возможно. Например, элементы ракет “Про- тон” и “Союз” уже выпускаются серийно, и много других примеров. Конечно в современных реалиях требуются переосмысление и пере- оценка ценностей, тем более что бо- гатый опыт освоения космоса поз- воляет (более 60 лет). Для серий- ных дешевых спутников нужно найти новые подходы к наземной экспериментальной отработке, за- данию требованиий к стойкости внешних воздействующих факто- ров и, главное, к требованиям к элементной базе. Сергей Рубцов РК-11-КТ – подзаконный акт, определяющий порядок действий производителей космической тех- ники на всех этапах его жизнен- ного цикла. Как и любой норма- тивный документ, он отражает на- копленный десятилетиями опыт производства космической тех- ники в нашей стране и написан прежде всего с учетом интересов заказчика (Роскосмос) и его веду- щих НИУ во главе с ЦНИИмаш. Но перечень заказчиков и НИУ не исчерпывается вышеуказан- ными, это также, например, ино- странные заказчики, ГП КС, Газ- пром-космические системы и др. Их интересы не во всем совпа- дают с интересами Роскосмоса, и на практике уже создавались многоспутниковые системы (ГП КС и Минобороны), при создании которых использовались как по- ложения РК-11-КТ, так и требова- ния спецификаций по договору. То есть опыт и практика создания многоспутниковых систем есть, и РК-11-КТ не был препятствием к их реализации. Но сегодня мы стали свидетелями нового этапа создания и реализации космических многоспутниковых си- стем, где в основу отбора ЭРИ и материалов и разработки и НЭО были использованы совсем другие принципы, чем ранее. Приведу при- мер. Вчера и сегодня геостационар- ные спутники разрабатываются при требовании ВБР = 0,85 при ГСАС = 15 лет (и более). Многоспутнико- 76

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw