Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

новлению разработки и производства космического и наземного оборудова- ния и инфраструктуры в целом, ори- ентированной на социально-экономи- ческие задачи страны. Тем не менее работы в области вос- становления научно-технического по- тенциала ведутся, не все потеряно. Но только экстраплотная межведом- ственная кооперация, организация управления проектами межотрасле- вой кооперации помогут решить за- дачи технологического развития оте- чественного оборудования и нала- дить выпуск ключевых компонентов. Роль исследований и разработок в этом процессе повышается на поря- док. Формирование исходных дан- ных для инновационных проектов целесообразно отдать операторам связи, которые должны знать и по- нимать (ключевое слово ДОЛЖНЫ) рынки потребителей и выступать координаторами и проектными управляющими в сквозных цепочках создания отечественного оборудова- ния. Но важно, чтобы этот процесс был максимально открытым и была привлечена максимально широкая кооперация компаний, действующих на российском рынке спутниковой связи, независимо от форм собствен- ности и типа основной деятельности. Операторы (и особенно мобильные, спутниковые, а также дополнитель- ных услуг), по мнению автора, яв- ляются теми игроками, которые могут стать катализаторами и про- водниками новой технологической и операционной культуры спутнико- вого рынка России. Участники рынка спутниковой связи Российской Федерации разнооб- разны по своему составу: l базовые операторы, предлагающие услуги по аренде емкости космиче- ского сегмента. Таких на сегодня два: АО “Газпром Космические си- стемы”, ФГУП “Космическая связь”; l АО “Спутниковая система “Гонец”, предоставляющая услуги, ориентированные на передачу дан- ных; l спутниковые операторы второго уровня, арендующие емкости кос- мического сегмента и каналы у ба- зовых операторов и предоставляю- щие услуги клиентам на основе VSAT; l международная организация кос- мической связи “Интерспутник” (МОКС), объединяющая 26 госу- дарств (в том числе и Россию) и являющаяся, по сути, брокером по предоставлению емкости космиче- ского сегмента и услуг спутниковой связи в странах-участницах; l зарубежные поставщики оборудо- вания (терминального оборудова- ния и систем для решений в обла- сти спутниковой связи), такие как Hughes Networks, Gilat, iDirect и др. Некоторые из них покидают или покинули рынок РФ в связи с последними геополитическими событиями; l научно-исследовательские органи- зации и исследовательские центры космического направления при вузах; l крупные компании, входящие в структуру Роскосмоса, ориентиро- ванные в основном на государст- венные проекты; l компании малого бизнеса, разраба- тывающие различное оборудование и программное обеспечение для си- стем спутниковой связи и произво- дящие его малыми партиями; l компании, специализирующиеся в области интеграции и технической поддержки работоспособности спут- никовых сетей (технологических, выделенных и корпоративных). Обычно каждый участник в той или иной мере относит себя к иннова- ционной компании. Однако этот тер- мин стал настолько затертым и изби- тым, что смысл инновационности, по мнению автора, потерялся в других терминах-“знамёнах” – “цифровая трансформация” и “импортозамеще- ние”, стал неким шаблоном, дабы указать на то, что компания не от- стает от остальных. В данной статье автор попытался сформулировать организационную модель спутниковой компании-опера- тора и комплекс инновационного ме- неджмента, которым должна обла- дать организация, действительно придерживающаяся инновационного пути развития, пытаясь найти новые направления развития для формиро- вания дополнительных денежных по- токов, ориентируясь на новые про- дукты и услуги, где главным был и остается конечный клиент. И сторический конкурентный ландшафт спутниковой отрасли связи История развития спутниковой от- расли — это история зарождения спутниковых технологий связи и ра- диовещания, создания государствен- ных и межгосударственных структур для формирования спутниковых группировок на орбите и обеспечения на их основе услуг связи. Так образовались международные компании Intelsat, Eutelsat, SES и многие другие, перешедшие затем в статус акционерных обществ. Много копий было сломано, чтобы доказать, что экономическая эффек- тивность спутниковой отрасли кроется в создании мультипликатив- ного эффекта для экономики, если говорить о больших рынках и гло- 87 2023 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Д инамика снижения стоимости частотного ресурса геостационарных КА (источник: отчеты NSR) Рис. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw