Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023
бальных территориях, а не в прямых цифрах финансовых отчетов о при- былях и убытках. Оценить этот эффект довольно сложно, однако существуют не- сколько альтернативных методик под разные виды услуг. Например, для распространения цифрового телеви- дения предложена методика [2], где анализируется применение спутнико- вой инфраструктуры как альтерна- тивы наземной и ее экономическая эффективность при определенных условиях. Первичным продуктом, дающим львиную долю выручки базовым опе- раторам, является услуга сдачи в аренду емкости космического сег- мента (выражаемая в МГц x (период аренды) либо услуга предоставления канальной емкости, выраженная в МБит/с х (период). Второй группой услуг являются услуги распространения телевизион- ных каналов (цифровых мультиплек- сов) и непосредственное телевизионное вещание, которая остается пока основ- ной услугой добавленной стоимости, приобретая новое качество с введением новых стандартов сверхвысокой четко- сти 4K UHDTV и 8K UHDTV. Термин “услуга добавленной стоимо- сти” условный и определяет, что услуга базируется на первичном ре- сурсе космической емкости, имею- щем первичную стоимость, на нее на- кладывается стоимость оказания услуги распространения контента, к которому базовые операторы отноше- ния не имеют. Однако и первая, и вторая группа практически себя исчерпали и не приносят увеличения доходов. В итоге последние несколько лет на- блюдается существенное повсемест- ное снижение стоимости частотного ресурса (рис. 1). Для парирования стагнации на рынке спутниковой связи начались поиски новых подходов к получению допол- нительных доходов, что в полной мере можно отнести к инновациям. Одним из ключевых направлений сегодня яв- ляется ориентация на новые низко- орбитальные системы широкополос- ного доступа (ШПД). Это отражено на рис. 2, где показано количество за- явок в Международный союз электро- связи (МСЭ) по годам. Но из всех многочисленных низкоорбитальных систем пока только Starlink дошла до уровня предоставления услуг и оказы- вает существенное давление на зару- бежные рынки спутникового ШПД. Но развитие этой системы происходит исключительно за счет внутреннего субсидирования при предоставлении клиентам абонентского оборудования и услуг и в основном связано с рын- ком США и Канады. Как это направ- ление будет развиваться в перспек- тиве, пока сказать сложно; есть ряд аналитических статей, например [3], которые показывают не столь блестя- щие коммерческие перспективы Star- link, как это следует из средств массо- вой информации. Наряду с низкоорбитальными систе- мами ШПД начали создаваться и це- левые низкоорбитальные системы Интернета вещей (IoT). Например, компания Space X в 2021 г. при- обрела компанию Swarm Space, кото- рая развернула коммерческую си- стему спутникового IoT. Известен целый ряд проектов [4, 5, 6] в этой области, в том числе в России начаты работы по созданию низкоорбиталь- ной системы “Марафон IoT” [7]. Вместе с этим шли и продолжаются процессы поглощения уже сложив- шимися операторами-гигантами более мелких, эксплуатирующих и развивающих средне- и низкоорби- тальные группировки. Причина проста: НГСО 1 -компании долго остаются убыточными, по- скольку их окупаемость всецело определяется тем темпом, с которым они приобретают новых абонентов, он может составлять от 10 лет и выше. Это утверждение следует из анализа развития компаний, предо- ставляющих услуги подвижной спут- никовой связи (например, Iridium). В большинстве современных про- ектов, ориентированных на НГСО, спутники имеют меньший срок ак- тивного существования и требуют возобновления каждые 5–7 лет. Это существенно усложняет выживае- мость таких компаний в мире спут- никовой связи. Изначально системы на основе малых группировок либо поддержи- вались крупными спутниковыми опе- раторами, либо привлекали венчур- ный капитал и были относительно са- мостоятельны. Их выживаемость на рынке низкая, но они создают новые технологии, активы с другими каче- ственными параметрами, на основе которых крупными игроками-поку- пателями могут создаваться новые инновационные услуги в комбинации со своими активами, компетенциями и опытом. Предполагается, что круп- ные игроки могут финансировать приобретенные компании, ориенти- рованные на НГСО, до тех, пока те не выйдут на окупаемость. Примером может служить компания SES, поглотившая компанию O3b в 2016 г. (где SES изначально была ак- ционером с долей 40%), владевшую среднеорбитальной группировкой, нацеленной на обслуживание эквато- риальных стран. Другой пример — это объединение ресурсов крупных компаний: погло- 88 Р ост количества заявок в МСЭ по диапазонам частот на координацию частотных присвоений для сетей на НГСО (источник: ИК4 МСЭ) Рис. 2 1 НСГО-компании — компании спутниковой связи, развивающие и обслуживающие спутниковые группировки на негеостацио- нарных низких околоземных орбитах с высотами от 400 до 2000 км.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw