Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023

щение компанией Viasat компании Inmarsat и создание доминирующей компании на глобальном рынке с но- выми проектами Glоbal Express и ELERA с перспективой интеграции ее космического сегмента в наземные сети 5G. Сюда же можно отнести и высоко- рискованные решения: поглощение компанией Eutelsat компании One- Web с теми же перспективными це- лями — конкуренцией на рынке спутникового ШПД на НГСО. Результаты процессов слияний и по- глощений пока неочевидны с точки зрения увеличения доходности, но очевидно, что это способствует инно- вационному развитию компаний. Следует отметить и еще один тренд, обусловленный взаимным дополне- нием спутниковых и наземных тех- нологий. Изначально он был основан на простом расширении услуг спут- никового оператора. Например, ком- пания Orbcomm, после того как ее доходность начала стремительно сни- жаться, приняла решение о расшире- нии своей деятельности с привлече- нием наземных сетей в области услуг по передаче данных в секторе M2M. Сегодня интеграция спутниковых и наземных сетей приобретает принци- пиально новое технологическое со- держание и качество, что связано с идеологией создания бесшовных сетей в сегменте 5G NTN. Это на- правление развития можно отнести к инновационному во всех смыслах этого понятия и требует новых под- ходов к организации менеджмента компании и дополнительных расхо- дов на исследовательскую деятель- ность (R&D). О б инновациях и эксновациях Инновационный менеджмент, или управление инновационными измене- ниями в компании, — одна из состав- ляющих частей комплекса управле- ния компанией и достижения ею своих стратегических целей в усло- виях конкуренции. Надо отметить, что инновационный менеджмент как составная часть об- щего менеджмента компании не может быть навязан ей “сверху”, как это часто случается с большими ор- ганизациями, включая компании с госучастием. И вот почему: как пра- вило, идея управления инновациями хороша сама по себе для тех компа- ний, которые сами признали необхо- димость обновления, где топ-менед- жеры лично транслируют свою за- интересованность в развитии иннова- ционных продуктов и услуг в кол- лективы компаний. Если такие цели не обозначены, не сделан фокус на инновационном раз- витии, то любые попытки принудить компанию сколько-то тратить на “ин- новации” не увенчаются успехом, приведут к фальсификации “иннова- ционной деятельности” с формирова- нием никому не нужных отчетов и справок о ней и бесцельной трате бюджетов компаний. Термины “инновации” и “иннова- ционное развитие” имеют широкое значение в различных источниках, а в литературе они трактуются по-раз- ному, однако имеют общую сущность: 1. Новые продукты и услуги, в соз- дание которых сделаны инвестиции для достижения нового качества, резко поднимающего их ценность для потребителя и продажи. 2. Применение новых технологий в инфраструктуре и ее эксплуатации, дающих экономический эффект. 3. Структурные изменения работы бизнеса, дающие экономический эф- фект всей компании. Обобщая, кратко можно представить следующую цепочку. Инновации: инвестиции → разработ- ка → апробирование → процесс внедрения → получение качествен- ного улучшения. Согласно Йозефу Шумпеттеру [8], чтобы отличать инновации от поня- тий “изобретения”, “креативность”, “улучшения”, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнитель- ную ценность (добавленную стои- мость) и связана с внедрением. Следует, однако, различать понятия “инновационное” и “эксновационное развитие 2 ”, сосуществующие в одной компании и дающие ей различные преимущества. Так, к “эксновациям” относятся текущие и продаваемые продукты и услуги, сдаваемые в аренду ресурсы, являющиеся источ- ником основной выручки, лучшие в своем классе и не требующие даль- нейшего улучшения. В связи с этим в текущих политиче- ских условиях важно понимать, что термин “импортозамещение” можно трактовать как эксновационное раз- витие компаний, которое, по сути, вынуждает компании инвестировать в разработку и производство оборудо- вания и программного обеспечения, не принося технологических и других преимуществ, а значит и дополни- тельных доходов. Сюда следует от- нести, например, создание отече- ственных платформ VSAT (спутнико- вых модемов и центральных станций (хабов)), возобновление создания по- лезной нагрузки спутников на отече- ственной элементной базе. На международном уровне был при- нят ряд стандартов, описывающих принципы практического внедрения системы (комплекса) инновацион- ного менеджмента организации (табл. 1), призванные сформулиро- вать основные положения с целью ускорить инновационное развитие 89 2023 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ 1. ИСО 56000 “Управление инновационной деятельностью – Основные положения и вокабулярий” 2. ИСО 56002 “Управление инновационной деятельностью – Система управления инновационной деятельностью – Руководство” 3. ИСО 56003 “Управление инновационной деятельностью – Инструментарий и методики, касающиеся партнерства в сфере инновационной деятельности – Руководство” 4. ИСО/TR 56004 “Оценка управления инновационной деятельностью – Руководство” 5. ИСО 56005 “Управление инновационной деятельностью – Инструментарий и методики управления интеллектуальной собственностью – Руководство” 6. ИСО 56006 “Управление инновационной деятельностью – Инструментарий и методики, касающиеся управления стратегической разведкой” 7. ИСО 56007 “Управление инновационной деятельностью – Инструментарий и методики, касающиеся управления идеями”; 8. ИСО 56008 “Управление инновационной деятельностью – Инструментарий и методики, касающиеся оценки инновационной деятельности – Руководство” Таблица 1 С писок международных стандартов по инновационному менеджменту 2 Термин автора, вводится впервые.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw