Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2023
Большинство спутниковых операто- ров мира являются компаниями пуб- личными. Они обязаны раскрывать свою финансовую и бизнес-отчет- ность перед акционерами, однако нигде затраты на R&D не выделены отдельными строками, за исключе- нием компании Viasat [16]. На основе ее открытой отчетности в период 2015–2022 г. можно утвер- ждать, что в отрасли спутниковой связи в США в среднем затраты на R&D составляют несколько меньшие цифры, на уровне 4–5% от годовой выручки, достигая в некоторые годы уровней 8–10%. В других странах мира средние расходы компаний на R&D [17] в области освоения кос- моса колебались от 8 до 10%, с тен- денцией к снижению в 2017–2020 гг., причем максимальные затраты при- ходились на время расцвета венчур- ного капитала после 2000 г. — года краха доткомов в США. В России средний уровень расходов на R&D всех компаний отрасли спут- никовой связи и космической дея- тельности составляет порядка 2% от суммарных затрат на R&D в мире (см. рис. 5), в США это 29,9%. В аб- солютном выражении в 15 раз ниже по паритету покупательной способно- сти. Эти показатели иллюстрируются в табл. 3 [18] по отношению к пари- тету покупательной способности. Следуя объемам R&D бюджетов спут- никового оператора Viasat и масшта- бируя эти затраты на российского спутникового оператора (с коэффици- ентом 1/15), можно предположить, что уровень затрат в ~ $2,7—8,3 млн ( ~ 160–500 млн руб. по текущему курсу) в год в России может служить тем приемлемым обоснованием диапа- зона затрат R&D, который целесооб- разно выбрать ориентиром для отно- сительно крупной компании на рос- сийском рынке спутниковой связи с годовой выручкой, лежащей в пре- делах 4,2—10,5 млрд руб. З аключение Сегодня крупные компании рынка спутниковой индустрии и мобильной связи начали осознавать, что потен- циал их традиционных рынков и перспектива роста снижается. Не- обходимы новые направления разви- тия, сегменты и драйверы роста, вплоть до совместного использования своих инфраструктурных активов для предоставления новых конвер- гентных услуг, включая тенденции к инвестированию в инновационные продукты и услуги. Одним из перспективных драйверов развития спутниковых компаний яв- ляется встраивание в инфраструк- туру сетей 5-го поколения (5G NTN). Этот процесс требует существенной перестройки менеджмента и подраз- делений R&D в компаниях, ориенти- рованных на рынок спутниковой связи. Л итература: 1. https://hexa-x.eu/ [последний до- ступ 09.12.2022] 2. Алябьев С.И. Спутниковая или на- земная сеть? Экономические аспекты выбора решения // Broadcasting. Те- левидение и радиовещание. 2016. № 4—5, http://broadcasting.ru/ar- ticles2/Oborandteh/sputnikovaya-ili- nazemnaya-set-ekonomicheskie- aspekty-vybora-resheniya/partners.php [последний доступ 05.12.2022] 3. Анпилогов, В.Р. Стагнация рынка спутниковой связи и новые проекты. 2021. № 1, https://wireless- e.ru/market/stagnacziya/ [послед- ний доступ 14.12.2022] 4. https://www.eutelsat.com/en/sa- tellites/elo-fleet.html [последний до- ступ 14.12.2022] 5. https://www.kineis.com/en/ [по- следний доступ 14.12.2022] 6. https://hiber.global/ [последний доступ 14.12.2022] 7. Анпилогов, В., Эйдус, А. Процесс создания многоспутниковой системы “Марафон IoT” стартовал // Спец- выпуск “Спутниковая связь и веща- ние —2022. С. 38—39. 8. Schumpeter, J. The Theory of Eco- nomic Development. 1934. 9. https://www.eenewseurope.com/en/ ses-sets-up-satellite-quantum-communica- tion-rd-lab/ [последний доступ 21.11.2022] 10. https://www.ses.com/about- us/l192-innovation-ses [последний до- ступ 21.11.2022] 11. Управление исследованиями и разработками в российских компа- ниях. Национальный доклад, РВК, Ассоциация менеджеров, ВШЭ. Москва, 2011. 12. Signature Commercial Solutions LLC., 2021. Kind leadership is a rec- ruiting game changer: https://www.humankindex.com/ [последний доступ 21.11.2022] 13. Hughes Team, 2021. How Hughes Fosters a Culture of Continuous Inno- vation: https://www.hughes.com/re- sources/blog/company-news/how- hughes-fosters-culture-continuous-in- novation [последний доступ 21.11.2022] 14. http://www.trkk.ru/data/mo- dels/72-model-kultury-t-dila-i-a-ken- nedi.html [последний доступ 22.11.2022] 15. https://www.nasdaq.com/artic- les/which-companies-spend-the-most- in-research-and-development-rd-2021- 06-21 [последний доступ 21.11.2022] 16. https://investors.viasat.com/fi- nancial-information/annual-reports 17. Отчет Организации экономиче- ского сотрудничества и развития (OECD) в области R&D по регионам в области освоения космоса за 2020 г. OECD, 2020. 18. The Global Research and Deve- lopment Landscape and Implications for the Department of Defense, Updated June 28, 2021, Congressio- nal Research Service, R45403, https://crsreports.congress.gov l 92 З атраты на R&D от дохода по данным [15] Компания % от годовых продаж Amazon Inc. 11–12 Google Inc. до 15 Microsoft Inc. до 13 Apple Inc. до 7 Huawei до 15,9 Samsung до 9 Facebook Inc. до 21 Таблица 2 С траны с крупнейшими доходами и расходы на R&D, 2019 г. Страна Сумма, млрд $ % на R&D США 657,5 29,9 Китай 525,7 23,9 Япония 173,3 7,9 Германия 147,5 6,7 Южная Корея 102,5 4,7 Франция 72,8 3,3 Великобритания 56,9 2,6 Россия 44,5 2 Тайвань 44 2 Италия 38,8 1,8 Примечание: в млрд $ по паритету покупательной способности Таблица 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw