Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 110 П ри выборе типов пожарных извещателей, приемно-контрольных приборов и при- боров управления, а также оборудования пожаротушения необходимо, прежде всего, руководствоваться задачей обеспечения пожарной безопасности перевозки пассажи- ров по транспортным тоннелям метрополи- тена [1]. Перечень объектов контроля и управления Предпосылкой выбора типа пожарной автома- тики для линейных объектов метрополитена является перечень объектов контроля (управле- ния) и защиты, расположенных в транспортном тоннеле: а) кабельные линии с вероятностью пробоя по длине в любой точке; б) узлы крепления контактного рельса с интер- валом 4,5–5,4 м по всей линии; в) кладовые службы пути на перегонах; г) электрощитовые и электродвигатели установок тоннельной вентиляции на пере- гонах; д) электропоезда в тупиковых тоннелях; е) электропоезда в зонах ночного отстоя на станционных путях; ж) хозяйственные поезда с мотовозами в каче- стве локомотивов в любой точке транспортного тоннеля в ночное время; з) электропоезда с пассажирами на главных путях транспортных тоннелей в любой точке перегона; и) дымовые клапаны (как объект управления) в двухпутных тоннелях с интервалом по их длине не более 100 м. Перечень линейных объектов на станциях: а) кабельные сооружения (кабельные подвалы, подплатформенные, подэскалаторные и обвод- ные кабельные коллекторы); б) эскалаторные тоннели. До настоящего времени из всего приведенного выше перечня линейных объектов метрополи- тена только очень малая часть оснащалась в соответствии с требованиями норм [2] система- ми автоматической пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения. К таким объектам относятся кабельные коллек- торы всех типов и тупики (тупиковые тоннели). Изменения 2, внесенные в [2], дополнили тре- бования к оснащению тупиковых тоннелей пожарной сигнализацией аналогичными требо- ваниями к станционным путям, используемым для ночного отстоя ЭПС. Требования к пожарной сигнализации Выполненный анализ пожарной опасности линейных объектов и перечень объектов конт- роля и управления позволяет сформулировать определенные требования к системам пожар- ной сигнализации: 1. В транспортных тоннелях, ввиду наличия в них воздушных вентиляционных потоков, не должны применяться точечные дымовые пожарные извещатели и аспирационные систе- мы пожарной сигнализации. 2. Для транспортных тоннелей необходимо применять линейные тепловые извещатели. 3. Линейные тепловые извещатели должны быть устойчивы к внешним электромагнитным помехам. 5. Для получения адреса "теплового события" в тоннеле линейный тепловой извещатель дол- жен обеспечивать локализацию места пожара с точностью до 1 м. "Тепловым событием" в дан- ном контексте следует считать локальный нагрев любого объекта в любой точке транс- портного тоннеля. 6. Система АПС должна давать в режиме реаль- ного времени картину температурного поля линейного объекта наблюдения и адресный допожарный сигнал о тепловом событии в локальной его точке. 7. Система автоматической пожарной сигнали- зации (АПС) должна давать визуальную инфор- мацию на монитор оператора диспетчерского пункта линии в виде "картинки" температурного поля по всей длине линейного объекта в реаль- ном времени. 8. В тупиковых тоннелях и тоннелях со стан- ционными путями, предназначенными для ноч- ного отстоя электропоездов, система АПС долж- на формировать сигнал на запуск системы авто- матического пожаротушения. 9. В двухпутных тоннелях с продольно-попереч- ной схемой дымоудаления система АПС должна формировать сигнал на адресное открывание клапана(ов) в зоне пожара в тоннеле и запуск установки тоннельной вентиляции для локаль- ного удаления дыма из зоны задымления. Оптимальные технологии для тоннелей Проблема выбора типа автоматической пожарной сигнализации для транспортных тоннелей метрополитена заключается в том, что в перечне объектов контроля и управле- ния, расположенных в тоннелях, имеется оборудование, которое при работе в преда- варийном режиме выделяет сравнительно мало тепла. В то же время необходимость непрерывного контроля теплового состояния, например, узлов крепления контактного рельса является актуальнейшей задачей линейной пожарной сигнализации в части оперативного профилактического (допожар- ного) реагирования служб метрополитена. Узлы крепления перед пробоем могут нагре- ваться в течение длительного времени и быть источником слабого излучения, который не влияет на среднеобъемную температуру в тоннеле. Таким образом, применение в тон- нелях линейных тепловых извещателей, кото- рые реагируют только на изменение средне- объемной температуры, представляется нецелесообразным, так как изменение сред- необъемной температуры в тоннеле является февраль – март 2019 www.secuteck.ru Владимир Прохоров Вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности, к.т.н., доцент, академик ВАНКБ Евгений Вагнер Независимый эксперт Пожарная безопасность линейных объектов метрополитена Часть 2. Выбор оборудования Обширная статистика пожаров и загораний в новейшей истории метрополитенов показывает, что требования норм в известной степени не учитывают реальную пожар- ную опасность линейных объектов (в том числе двухпутных тоннелей) и потребность в их оснащении пожарной автоматикой, а также не соответствуют техническим воз- можностям новейших систем противопожарной защиты. Как же в данном случае обеспечить пожарную безопасность объектов метрополитена, а главное – пассажи- ров и персонала?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw