Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 111 следствием развивающегося пожара и время допожарного реагирования уже упущено. Для метрополитена, перевозящего в сутки свыше 8 млн человек, обеспечение пожарной безопасности перевозки пассажиров является непреложным условием, в рамках которого необходим постоянный пожарный контроль всех линейных объектов. Сравнительный анализ технических характери- стик всех типов линейной пожарной сигнализа- ции – дымовой на основе точечных извещате- лей, дымовой аспирационной, тепловой (тер- мокабели), тепловой (оптоволокно) – показы- вает, что технология обнаружения пожаров на основе многомодовых оптоволоконных кабелей является единственно отвечающей сформули- рованным выше требованиям. При этом пожар- ная сигнализация на основе оптоволоконного кабеля не нуждается в линиях связи, так как данный кабель представляет собой распреде- ленный тепловой датчик для линейного объекта и в то же время линию связи (общая протяжен- ность линейного датчика – до 8 км). Допожарный визуальный контроль До настоящего времени нет практики приме- нения оптоволоконной технологии для тепло- вого контроля линейных объектов метрополи- тенов, а также управления отдельными систе- мами противопожарной защиты (расположен- ными в них). Отсутствие опыта проектирова- ния систем пожарообнаружения на основе многомодовых оптоволоконных кабелей и опыта эксплуатации этих систем на самом мет- рополитене страшит как проектные организа- ции, так и службу связи метрополитена, делая их союзниками в сопротивлении новым техно- логиям. Это обстоятельство серьезно влияет на пожарную безопасность пассажирских пере- возок, так как целый ряд объектов контроля в транспортных тоннелях (например, узлы крепления контактного рельса) выпадает из поля зрения допожарного наблюдения и дела- ет пассажиров электропоездов заложниками последствий внезапного пробоя с остановкой электропоезда в тоннеле. Применение на перегонах пожарной сигнализации на основе термокабелей не решает задачу допожарного контроля, а статистика резонансных пожаров в тоннелях Московского метрополитена лиш- ний раз высвечивает существующую проблему выбора типа системы пожарной сигнализации для транспортных тоннелей. Специфика линейных объектов метрополитена делает допожарный визуальный контроль главен- ствующей функцией системы. При этом функ- ция допожарного визуального контроля, реа- лизуемого оптоволоконной системой пожаро- обнаружения, требует разработки специ- ального регламента оперативных действий диспетчерского аппарата, ситуационного центра и работников соответствующих служб метрополитена по результатам визуального контроля температурного поля линейных объ- ектов. Результатом таких оперативных дей- ствий должно быть предотвращение развития "тепловых событий" в пожар, в том числе предотвращение остановки поездов в случаях пробоев узлов крепления, горения кабельной линии, развития пожара при ночном отстое электропоездов на станционных путях или в тупиковых тоннелях. Эффективный подход Следует особо рассмотреть пожары электро- поездов с остановкой в двухпутном тоннеле. Общеизвестно, что остановка в тоннеле горяще- го электропоезда с пассажирами может про- изойти по ряду объ- ективных причин техни- ческого характера. При этом требование инструкции о безоста- новочном движении горящего электропоез- да до ближайшей стан- ции останется неиспол- ненным. В этом случае требуется оперативное принятие решений по расстанов- ке других поездов на станциях, снятию напряжения с контакт- ного рельса, организа- ции эвакуации пасса- жиров на станцию, обеспечению незадымленных путей эвакуации пассажиров к станции(ям) с помощью локаль- ного открывания в двухпутных тоннелях люков продольно-поперечной системы дымоудале- ния. Система пожарообнаружения на основе оптоволоконного кабеля в данном случае поз- волит получить и передать в ситуационный центр конкретную информацию о месте оста- новки электропоезда в тоннеле (с привязкой к пикетам) и координатах очага в электропоез- де, а также сформировать управляющие сигна- лы для запуска системы дымоудаления и откры- вания дымовых клапанов (люков) в тоннеле над очагом горения. Применение в транспортных тоннелях системы пожарной сигнализации на основе многомодо- вых оптоволоконных кабелей также позволит решить вопрос эффективного применения в зонах ночного отстоя электроподвижного соста- ва современных автоматических установок пожаротушения [2]. Вопросы пожаротушения Как уже отмечалось, зоны ночного отстоя элек- тропоездов (тупиковые тоннели и станционные пути) при размещении в них электроподвижно- го состава (ЭПС) переходят в категорию особо пожароопасных [3]. В соответствии с требова- ниями [2] тупиковые тоннели должны осна- щаться автоматическими установками пожаро- тушения. В настоящее время уже сложилась практика защиты тупиков с помощью сприн- клерных автоматических установок пожароту- шения (АУП). Использование классических спринклерных АУП подразумевает суммарный расход воды в десятки литров воды в секунду. Это означает, что следует делать отдельный ввод из городской водопроводной сети, обу- страивать для АУП насосною станцию и обес- печивать эффективное водоотведение. Анало- гичное проектное решение следует предусмат- ривать и для защиты ЭПС, размещаемого на ночной отстой в зоне станционных путей. Одна- ко нормативного требования об оснащении станционных путей, используемых для ночного отстоя ЭПС, до настоящего времени нет. Про- блема отсутствия защиты, как представляется, www.secuteck.ru февраль – март 2019 www.russ os.ru Специфика линейных объектов метрополитена делает допожарный визуальный контроль главен- ствующей функцией системы Эвакуация из электропоезда

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw