Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 112 кроется в необходимости обеспечения тушения по I и II путям и дополнительного ввода и строи- тельства еще одной насосной станции. Все это усиливает экономические возражения, но про- блем противопожарной защиты не решает. Проблема оснащения автоматическими уста- новками пожаротушения зоны ночного отстоя ЭПС на станционных путях остается актуальной и требует разрешения на уровне изменений и дополнений действующего свода правил [2]. Выбор огнетушащего вещества Линейные объекты на станциях в виде эскала- торных тоннелей и кабельных коллекторов заслуживают особого внимания при решении вопросов выбора пожарной автоматики, так как находятся в непосредственной близости к пас- сажирской зоне и применяемое огнетушащее вещество должно быть эффективным для туше- ния и безопасным для людей. До недавнего времени при проектировании новых станций для защиты кабельных сооруже- ний принималось ставшее типовым решение об оснащении кабельных каналов закачными модулями для тушения тонкораспыленной жид- костью (ТРЖ). Следует подчеркнуть, что тонко- распыленная жидкость, представляющая собой раствор поверхностно-активного вещества в воде, эффективна при тушении пожаров клас- са А, В и Е и идеальна для тушения кабельных пожаров. Закачные модули ТРЖ для защиты кабельных сооружений в новейшей истории проектирования станций Московского метропо- литена нашли широкое применение. Однако это был переходный период от огнетушащих порошков и газов к жидкости. Недостатком жидкостных модулей является ограниченный период выдачи огнетушащего вещества, состав- ляющий 15–20 с, как, впрочем, газовых и порошковых. Альтернативой модулям ТРЖ является автома- тическая установка пожаротушения тонкорас- пыленной водой высокого давления (АУП ТРВ ВД). Преимущества использования тонкораспыленной воды Общеизвестно достоинство ТРВ ВД в части дымоосаждения, что делает привлекательным ее применение на линейных объектах станции (кабельных сооружениях в виде подплатфор- менных вентиляционно-кабельных, подэскала- торных или обводных коллекторов [4]). Сосед- ство с пассажирской зоной подбалюстрадного пространства эскалаторов также требует приме- нения ТРВ ВД как эффективного и безопасного средства. Аналогичное эффективное использо- вание ТРВ ВД может быть рекомендовано для дренчерных секций в тупиках или зон ночного отстоя на станционных путях. При этом подача воды по названным объектам должна осу- ществляться от одного насосного модуля. В этом случае можно добиться минимально низкой удельной стоимости всей автоматической уста- новки пожаротушения (АУП ТРВ ВД). Комплексная защита с помощью АУП ТРВ ВД Технология тушения пожаров классов А и В АУП тонкораспыленной воды высокого давле- ния (АУП ТРВ ВД) может решить актуальную проблему противопожарной защиты линей- ных объектов метрополитена на комплексной основе. Рассмотрим схему комплексной защи- ты одним насосным модулем ТРВ ВД станции глубокого заложения с развитыми станцион- ными путями (зоной ночного отстоя ЭПС) и примыкающим тупиковым тоннелем. При этом "идеология" комплексной защиты предполага- ет, что насосный модуль АУП ТРВ ВД, разме- щенный на станции, обеспечивает подачу воды для тушения пожара на любом из линей- ных объектов (участков) станции. В перечень защищаемых линейных участков данной стан- ции при комплексной защите будут входить следующие: l подплатформенные или (и) обходные кабельные коллекторы; l кабельные подвалы; l подэскалаторные кабельные коллекторы; l кабельные коллекторы машинных залов эска- латоров; l подбалюстрадное пространство эскалаторных наклонов; l станционные пути в зонах ночного отстоя; l тупиковые тоннели. В основу расчета системы АУП ТРВ ВД комплекс- ной защиты станции глубокого заложения с перечисленными выше линейными участками следует брать один пожар с максимальным рас- ходом дренчерной секции (соответствующим максимальной защищаемой площади из приве- денного выше перечня участков). Количество рабочих насосов в насосном модуле опреде- ляется с учетом их характеристик и максималь- ного расхода на участок. Далее, с исходя из максимального расхода дренчерной секции в л/с, определяются характеристики и количество самопромывных фильтров. Потребность в само- промывных фильтрах вызвана необходимостью длительного расхода воды из тоннельного водопровода при тушении больших площадей и объемов (тупиков и станционных путей для отстоя электропоездов) и необходимостью защиты от абразивов плунжерных насосов. Затем определяется количество подготовленной воды, вместимость и число резервуаров с водой. Высокие давления в системе АУП ТРВ ВД позволяют подавать воду по тоннелям к наибо- лее удаленным участкам тушения (станцион- ным путям и тупиковым тоннелям) без ощути- мых потерь давления и без снижения огнетуша- щих характеристик АУП. Отдельно необходимо отметить высокий уро- вень дымоосаждения при работе АУП ТРВ ВД, что в значительной степени снижает риски отравлений пассажиров и персонала метропо- литена, а также создает условия для работы пожарно-спасательных подразделений в под- земных сооружениях. Комплексное проектирование АУП ТРВ ВД поз- воляет существенно сократить расходы на при- обретение оборудования и монтаж АУП на объ- екте, а также уменьшить число вводов от город- ского водопровода. В настоящее время рынок производителей АУП ТРВ ВД пополнился российскими фирмами, что делает применение данного оборудования более доступным для широкого применения на линейных объектах метрополитена. Комплексная защита станции глубокого заложе- ния с помощью системы АУП ТРВ ВД предпола- гает обязательное применение в качестве под- системы обнаружения пожара линейную тепло- вую пожарную сигнализацию на основе много- модовых оптоволоконных кабелей. При этом аппаратура управления АУП ТРВ ВД должна соответствовать требованиям [4]. Финальные итоги Резюмируя изложенное выше, можно прийти к следующим выводам: 1. Проблемы выбора пожарной автоматики для линейных объектов метрополитена предопре- делены несовершенством нормативной базы для проектирования и строительства в части обеспечения пожарной безопасности. 2. Для обеспечения пожарной безопасности пассажирских перевозок необходимо примене- ние на линейных объектах современных техно- логий адресного обнаружения "теплового собы- тия" или пожара на основе оптоволоконных многомодовых кабелей. 3. Применение тонкораспыленной воды обес- печивает эффективное тушение пожаров клас- сов А, В и Е и уменьшает (при существенном осаждении дыма) опасность отравления про- дуктами горения пассажиров и персонала, а также создает условия для работы пожарно- спасательных подразделений. 4. Применение АУП ТРВ ВД для защиты линей- ных участков тоннелей и станций на комплекс- ной основе (с применением одного насосного модуля) позволяет в значительной степени сни- зить расходы на оснащение и в целом снизить затраты на строительство. 5. Сочетание в комплексной системе пожарной сигнализации на основе оптоволоконных кабе- лей и АУП ТРВ ВД полностью исключает нештат- ные запуски установки пожаротушения при высоком уровне адресной локализации очага горения. 6. Для снижения уровня пожарной опасности электропоездов и обеспечения безопасности перевозки пассажиров необходимо оснащение салонов вагонов подсистемой автоматического водяного тушения. Литература 1. Свод правил СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматиче- ские. Нормы и правила проектирования. 2. Свод правил СП 120.13330. 2012 с измене- ниями 2 "Метрополитены". Актуализированная редакция СНиП 32–02–2003. 3. Классификация подземных сооружений мет- рополитенов по пожарной опасности. М., МПС СССР, Управление военизированной охраны, 1983. – С. 20. 4. Прохоров В.П., Вагнер Е.С. Применение тон- кораспыленной воды высокого давления для целей автоматического пожаротушения на объ- ектах метрополитенов. Вестник МГСУ. – 2017. – Т. 12, выпуск 6. C. 669–673. n февраль – март 2019 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw