Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2019
О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 115 ских возможностей инвалидов различных категорий, их численности и места предпола- гаемого нахождения в здании или сооруже- нии. Безопасная эвакуация инвалидов – одна из важнейших задач программы "Доступная среда" [5]. Тяжелое состояние рассматривае- мой группы людей, не позволяющее им пере- двигаться самостоятельно, предопределяет единственный способ их защиты от воздей- ствия опасных факторов пожара – спасение их при помощи посторонних людей, в частности специально обученного персонала [1]. Безопасная эвакуация людей Каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное реше- ние и конструктивное исполнение эвакуацион- ных путей, обеспечивающих безопасную эва- куацию людей при пожаре. Это установлено п. 1 ст. 53 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Феде- ральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ [6]. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защищен- ность посредством применения систем коллек- тивной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей следует: l установить в необходимых количествах, раз- мерах и соответствующем конструктивном исполнении эвакуационные пути и эвакуа- ционные выходы; l предусмотреть беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эва- куационные выходы; l организовать оповещение и управление дви- жением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых ука- зателей, звукового и речевого оповещения). Такие условия перечислены в п. 2 ст. 53 Техни- ческого регламента о требованиях пожарной безопасности. Эвакуация представляет собой процесс органи- зованного самостоятельного движения людей из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, в безопасную зону. Она осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы. Согласно ст. 15 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ для эвакуации групп населения с ограниченными возможностями со всех этажей зданий допускается предусматри- вать безопасные зоны вблизи лифтов, предна- значенных для МГН, и (или) на лестничных клетках. При этом к указанным лифтам предъ- являются те же требования, что и к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения МГН во время пожара (на практике в 90% зданиях такие лифты для МГН отсутствуют, а обычные в случае пожара не работают). Без- опасная зона – это зона, в которой люди защи- щены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсут- ствуют. Необходимость зон безопасности обуславливается тем, что люди с физическими ограничениями при пожаре могут не успеть выйти в безопасную зону из-за проблем с вос- приятием сигнала о пожаре, продолжительного периода подготовки к эвакуации, более низкой скорости передвижения и высокой утомляемо- сти. Поэтому безопасную зону в здании следует проектировать в случае, если по расчету мало- мобильные группы населения не успевают при пожаре добраться до выхода из здания [3]. Итак, эвакуация маломобильных людей должна производиться как в горизонтальном направле- нии до безопасных зон или до эвакуационных выходов, так и в вертикальном направлении, в основном по лестничным маршам. Практически во всем мире готовность к экстрен- ной эвакуации находится в списке приоритетов каждого руководителя медицинского учрежде- ния. Если пациентам не предоставляются без- опасные и реалистичные средства эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, как в таком случае организация может утверждать, что ока- зывает качественную помощь? Хотя планирова- ние экстренной эвакуации МГН требует време- ни и усилий, оно обеспечивает возврат инве- стиций с точки зрения повышения безопасности пациентов и лучшего управления рисками. Тщательная подготовка учреждения и персона- ла к реальной экстренной эвакуации обеспечит надлежащую заботу и защиту всем пациентам. Разработка плана экстренной эвакуации МГН поможет сохранить безопасность пациентов во время чрезвычайной ситуации и, что не менее важно, повысить заинтересованность персонала и руководства. Первое, что делает руководство медучреждения, например, в США, – опреде- ляет уязвимость объекта. Список природных и техногенных катастроф очень велик и может варьироваться в зависимости от местоположе- ния, типа, возраста и состояния здания, а также от окружающего климата. На этом этапе для каждого типа уязвимости рассматривается наи- худший сценарий. Одной из критических оши- бок, допущенных на этом этапе, является недо- оценка рисков, связанных с географическим стихийным бедствием. Руководство не может просто отклонить определенные риски, осно- ванные на вероятностях и погодной истории. Например, фактически в половине штатов основным стихийным бедствием является тор- надо, в других – наводнения и т.п. В Юго-Вос- точной Азии, Корее и Японии – землетрясения. Чтобы наилучшим образом оценить эти уязви- мости, руководство медучреждения должно быть в курсе факторов, которые могут повлиять на регион, и планировать наихудший сценарий. Определение уязвимости объекта к техноген- ным катастрофам, таким как пожары, террори- стические атаки и перебои в подаче электро- энергии, является гораздо более сложной зада- чей из-за непредсказуемого характера этих событий. Но все эти факты также необходимо учитывать при разработке плана экстренной эвакуации учреждения. Оценка потребности в эвакуации В крупномасштабных сценариях эвакуации крайне важно иметь правильное оборудование для эвакуации МГН, размещенное в нужных местах и в необходимом количестве. В США, например, отраслевые стандарты безопасности, такие как закон об американцах-инвалидах (ADA), стандарты Объединенной комиссии и Национальной ассоциации противопожарной защиты (NFPA) могут предоставить основные руководящие указания относительно того, что необходимо, но зачастую не могут использо- ваться для оценки различных потребностей кон- кретных объектов. Отраслевые стандарты обыч- но переоценивают потребности объекта. Заказ слишком большого количества оборудования для учреждения – пустая трата денег, но недо- статок защитных средств может поставить под угрозу жизнь персонала и пациентов. Эта оцен- ка должна учитывать конкретные, сложные тре- бования объекта, а также предположения ава- рийной группы о том, что произойдет во время эвакуации. В США и Канаде, например, суще- ствуют четыре аспекта правильной оценки потребностей медицинского учреждения в ава- рийно-спасательном оборудовании. www.secuteck.ru февраль – март 2019 в о всем мире готовность к экстренной эвакуации находится в списке приоритетов каждого руководителя медицинского учреж- дения www.m24.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw