Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 39 давления и влажности, проводиться дистан- ционный экомониторинг и контроль за пере- мещением людей, животных, грузов и иных подвижных объектов, а также могут быть подключены сервисы удаленного мониторин- га и управления бытовыми приборами систе- мы умного дома. Потенциал возможностей использования техно- логии впечатляет уже сейчас, и он постоянно увеличивается. Выгодно всем С начала 2017 г. игроки рынка плотно работают над созданием и внедрением современных и перспективных приборов учета и аппаратуры передачи данных в различные IoT-сети, развер- нутые на территории страны. Во многих продук- товых портфелях имеется как широкий выбор приборов под различные задачи в системе ЖКХ, так и готовые решения для случаев, когда по тем или иным причинам невозможно использовать приборы учета со встроенным модулем передачи. Кроме того, разработаны и предлагаются специальные модули, которые подключаются к существующим приборам учета через стандартные интерфейсные выходы. С момента установки таких приборов учета мониторинг состояния инженерных систем и расхода ресурсов проводится дистанционно. Что это дает? Добросовестным плательщикам больше не нужно платить за тех, кто привык паразитировать за счет других. И сами потреби- тели, и управляющие компании точно знают, сколько и каких энергоресурсов было использо- вано, где происходят потери или может потре- боваться ремонт. Как следствие, домовладельцы не платят лишнего, исчезает необходимость вручную снимать показания с приборов учета, растет скорость реагирования управляющих компаний на сбои в работе инженерных систем. Все происходит дистанционно и автоматически. Выгодно это и поставщикам услуг: приборы и беспроводные модули сбора, управления и передачи информации работают в автономном режиме, позволяя онлайн получать достовер- ные сведения о потреблении. Счета выстав- ляются точно и своевременно. В результате сво- дится на нет одна из главных проблем совре- менной системы ЖКХ – кассовый разрыв. "Чуть дороже, да мило" или "дешево, да гнило": для чего нужен закон о КЖЦ? Одна из самых больших проблем современного российского рынка приборов учета – низкое качество ввозимых в страну устройств. Причем частые поломки – это половина беды, куда хуже то, что такие приборы часто изготовлены с использованием дешевых материалов, содер- жащих вредные и даже опасные вещества. Сколько бед может наделать такой счетчик, установленный, например, на водопроводе! Сколько тяжелых металлов и формальдегидов может попасть в питьевую воду, покажут только лабораторные исследования. Механизмы недавних изменений, внесенных в постановление Правительства РФ № 2013 от 28 ноября 2013 г. и расширяющих правовую базу при заключении контрактов жизненного цикла (КЖЦ), дали возможность отсеивать недобро- совестных поставщиков приборов учета – тех, кто неспособен гарантировать долговечность и безопасность предлагаемых устройств. Приня- тое постановление дает возможность возложить на исполнителя ответственность за качество, безопасность и работоспособность оборудова- ния на протяжении срока эксплуатации (жиз- ненного цикла прибора). Можно только приветствовать такое решение правительства. Если взглянуть на закон о КЖЦ пристальнее, то можно понять, что решаемые им задачи гораздо шире: ненадежные и опас- ные приборы, по мере возникновения с ними проблем, в течение ближайших нескольких лет будут заменены на качественные и долговеч- ные. А создание специализированных компа- ний по обслуживанию приборов учета и съему показаний позволит гарантировать высокую точность собираемых данных и прозрачность начисляемых платежей. IoT не за горами, а уже здесь Профессионалы отрасли уверены: эпоха нова- ций в системе ЖКХ уже наступила. В течение ближайших максимум пяти лет она войдет в каждый дом и каждую квартиру вместе с техно- логиями Интернета вещей. n www.secuteck.ru февраль – март 2019 СПЕЦПРОЕКТ ЦИФРОВОЕ ЖКХ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru О дна из самых больших про- блем современного российского рынка приборов учета – низкое качество ввозимых в страну устройств – Находят ли в современном ЖКХ применение ней- росетевые техно- логии и искусствен- ный интеллект? – Мы являемся одним из игроков на этом рынке и смот- рим на ситуацию изнутри, это вынуж- дает нас быть реа- листами. Рынок управления жилой недвижи- мостью сейчас находится на стадии формиро- вания. Конечно, управляющие компании суще- ствовали и раньше, но именно рынок, конку- рентный, сегментированный, появляется только сейчас. И на этом новом рынке – не сейчас, но уже завтра – мы видим большие возможности для применения искусственного интеллекта. В части управления ресурсами, управления коммуникациями с жителями, обработки боль- ших объемов информации на уровне города и региона, получения полезного знания из этих массивов данных и персонализации сервисов как для жителя, так и для корпоративного сек- тора. Очень интересным кажется использование ИИ для создания интеллектуальных помощни- ков. Они могут стать своеобразным мостиком доверия между организациями, работающими в сфере ЖКХ, органами власти и жителями, которые часто не питают доверия к своим УК. Когда жители не доверяют власти и ЖКХ, при помощи внедрения интеллектуальных помощ- ников мы создаем прослойку и повышаем уро- вень доверия. – Каковы перспективы развития данных технологий в сфере ЖКХ? – Главным стимулирующим фактором являет- ся политика государства. Задан тренд на энергоэффективность и цифровизацию, про- зрачность потребления ресурсов, строитель- ство умных городов, практически сформиро- ван госзаказ на умные технологии в сфере строительства и ЖКХ. Кроме того, сложный рынок новостроек диктует необходимость нахождения новых решений для привлечения покупателя. – Как бы вы сформулировали основные запросы УК, строителей и девелоперов к поставщикам решений, основанных на искусственном интеллекте? Достаточно ли таких предложений на рынке или ощуща- ется их дефицит? – Мы рассматриваем жилой комплекс как сложную экосистему и создаем отражение этой экосистемы в цифровом пространстве. Умными должны быть не только устройства в квартире, но и весь ее жизненный цикл, начиная со строительства и заканчивая экс- плуатацией. Когда мы говорим про искус- ственный интеллект, мы не имеем в виду домофоны, системы доступа на территорию, умные дома, камеры наблюдения, CRM- систему для управляющих компаний и пр. Это все физические носители, которые поз- воляют создавать и накапливать данные. Искусственный интеллект – это изменение подхода к обработке данных. Когда все это умное оборудование станет для застройщи- ков и УК привычным, вот тогда мы увидим резкий всплеск спроса на решения, основан- ные на искусственном интеллекте. Алексей Южаков Председатель Совета директоров ООО "Промобот" и ООО "Юникорн", к.т.н. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Искусственный интеллект в современном ЖКХ Рынок управления жилой недвижимостью активно развивается, создавая большие возможности для использования искусственного интеллекта

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw