Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2019

Р азвитие рынка беспилотных воздушных судов (БВС) объяснимо, для этого сложи- лись определенные предпосылки: l появление легких и прочных композитных материалов; l совершенствование микроэлектронной ком- понентной базы; l появление и развитие эффективных воз- обновляемых источников питания; l разработки в области высокоресурсных элек- тродвигателей, реактивных и поршневых дви- гателей; l развитие глобальной спутниковой навига- ционной системы (ГНСС); l развитие вычислительной техники, математи- ческого и алгоритмического обеспечения. Лидерами рынка гражданских беспилотных авиационных систем являются компании DJI, Parrot, 3DR, при этом доля DJI составляет более 60%. Полезное и опасное применение Условно полезное применение БВС можно поделить на следующие направления: l мониторинг – охрана объектов, наблюдение за коммуникациями, контроль судоходства, картографирование, поиск полезных иско- паемых и т.д.; l развлечения – сопровождение мероприятий, соревнования, авиамоделизм, реклама; l доставка – почта, стройматериалы, монтаж и ремонт, медикаменты, эвакуация пострадав- ших; l ретрансляция аудио- и других сигналов: уве- личение дальности радиоканалов связи, уста- новка осветительного оборудования, громко- говорителей, генераторов и т.д. Если ранее беспилотные системы применялись в вооруженных силах или для решения бизнес- задач, то сейчас за сравнительно небольшие деньги в ритейле можно приобрести аппарат, который обладает отличной управляемостью, может нести полезную нагрузку в виде, напри- мер, видеокамеры и обеспечивает продолжи- тельность полета порядка получаса. Из полезного применения беспилотных авиа- ционных систем следует и возможное опасное: l мониторинг – несанкционированный монито- ринг частных и секретных объектов с целью разведки и получения закрытой информации; l развлечения – возможность столкновения с аппаратами малой авиации, нанесение вреда наземным объектам и людям; l доставка – перенос запрещенных веществ или опасных грузов; l ретрансляция аудио- и других сигналов – постановка радиопомех для различных устройств. Все это говорит о том, что необходимо органи- зационное и правовое регулирование исполь- зования беспилотных авиационных систем. Хотя организационные меры неэффективны, когда БВС применяются сознательно и заведомо в противозаконных целях. Сложности правового регулирования Несмотря на шаги государства к упорядочива- нию использования гражданских беспилотных авиационных систем, в соответствии с которы- ми для совершения полета необходимо пройти ряд процедур по согласованию, мы ежедневно наблюдаем, как в небе над нами летают беспи- лотники без какого-либо разрешения. Кто-то производит видеосъемку праздников и других мероприятий, кто-то снимает сюжеты для телевидения, у кого-то полеты на дронах – хобби. Почему люди их используют без получения раз- решения? Во-первых, потому что получить его непросто, а порой и невозможно. Во-вторых, многие внешние пилоты-любители не знают о каких-либо запретах и процедурах, так как отрасль все-таки новая и для закрепления пра- вил в головах должно пройти какое-то время. Проблема обнаружения Актуальна ли проблема предотвращения угроз, связанных с использованием беспилотников? Или нас пугают с целью получения выгоды? Без- условно, проблема актуальна. Чтобы в этом убедиться, достаточно ввести соответствующий запрос в поисковые системы. По Интернету в открытом доступе гуляет мно- жество роликов, на которых можно наблюдать, как, например, маленький беспилотный аппа- рат сбрасывает взрывчатые вещества и уничто- жает крупный объект. Наиболее сложными для обнаружения являют- ся аппараты малого и легкого классов (к кото- рым относится большинство широко используе- мых гражданских беспилотных авиационных систем) – малые размеры, малые скорости и высоты полета затрудняют обнаружение, сопро- вождение, идентификацию и противодействие дронам на фоне местности, а высокие скорости полета и высокая маневренность уменьшают время накопления информации, достаточное для обнаружения, а значит и время на принятие решения. Основной проблемой при работе по аппаратам малого класса является необходимость селек- ции малоразмерных низкоскоростных аппара- тов от фона и отражений от наземных ярких (в том числе движущихся) объектов, а также от гидрометеоров. Специализированные решения и средства борьбы На рынке систем безопасности представлены различные средства и методы борьбы с бес- февраль – март 2019 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 62 Андрей Пименов Руководитель направления АО НПЦ "ЭЛВИС" Рис. 1. Пример пользовательского интерфейса программного обеспечения радиолокационной системы обнаружения наземных, надводных и низколетящих целей Малые гражданские беспилотники – новая угроза XXI века Беспилотные авиационные системы (в разговорной речи – "беспилотники" и "дроны") набирают все большую популярность среди граждан в XXI веке. Рынок таких решений стремительно растет в России и за рубежом: по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы он достигнет отметки в 10 млрд долларов. Беспилотники активно применяются в строительстве, сельском хозяйстве, логистике, охране, индустрии развлечений и т.д.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw