Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 114 февраль – март 2020 www.secuteck.ru П о с е щ е н и е реальных объ- ектов дает пищу для размышлений. Вот и на этот раз, приехав к одному из заказчиков, я невольно обратил внимание на уста- новленный при въезде на объект поворотный шлагбаум. На нем шильдик: название поставщика, его адрес, телефоны и адреса электронной почты отдела продаж, здесь же указана модификация шлагбаума – противотаранный барьер (ПТБ) такой-то. Далее следуют контакты производителя, год выпуска, ширина проезда, высота стрелы над поверхностью. И, как положено, надпись "Изготовлено в России". Вроде бы все указано, даже некоторые техни- ческие характеристики, кроме одной, а имен- но – какой таранный удар сможет выдержать конструкция? Спросил об этом представителя заказчика, тот не без гордости заявил, что это довольно мощное устройство и рассчитано на удар 7-тонного грузовика, движущегося со скоростью 50 км/час. Можете представить себе загруженный доверху ЗиЛ-130? Действи- тельно, заявленные показатели внушительные. Спросил, есть ли акты натурных испытаний. Увы, их у заказчика не оказалось, объяснили, что основные характеристики ПТБ были пред- ставлены поставщиком на конкурс, исходя из математических расчетов. Многолетняя практика показывает, что расчет- ные показатели конструкций подобного назначения могут расходится с результатами натурных испытаний на 50%, как правило, в худшую сторону, то есть по расчетам балка должна выдержать нагрузку, а она разрывается. Заказчик предлагает ознакомиться с информа- ционным листком, где подробно указаны габа- риты и технические характеристики ПТБ. Здесь, и ширина проезда (4 м), и угол пово- рота стрелы (90 град.), и температурный диа- пазон (-45…+50 °C), и габариты замковой стойки со стрелой и без оной. Но опять же нет ключевой характеристики: на какой таранный удар рассчитана конструкция шлагбаума. Обращаюсь к веб-сайту поставщика. Первое, что бросается в глаза, – баннер со слоганом "Быстрый расчет нестандартных изделий". И далее помельче: "Наш проектный отдел рас- считает любое нестандартное изделие за один час". Захожу в раздел "Противотаранные барьеры", кликаю на нужную модификацию поворотного шлагбаума и опять не нахожу ни результатов натурных испытаний, ни физических характери- стик устойчивости к таранному удару. Зато под заголовком "Плюсы и минусы эксплуатации раз- ных типов ПТБ" читаю в общем описании линей- ки изделий: "Стрела у ПТБ шлагбаумного типа находится на высоте 90 см от поверхности про- езжей части, благодаря этому при возникнове- нии таранного удара автомобиль наезжает на стрелу ПТБ непосредственно кузовом. Это поз- воляет мгновенно остановить транспортное средство, все части автомобиля остаются за пре- делами огражденной территории. Вероятность попадания элементов автомобиля в пешеходов и материальные объекты крайне мала. При таранящем ударе нарушится форма стрелы, но ее целостность будет сохранена". О том, что конструкция выдержит таранный удар, утверждает последняя фраза. Однако где приложенный для убедительности расчет? Беру линейку, замеряю сечение стрелы шлаг- баума, сваренной из двух швеллеров 16П. При этом внутри барьера нет ни тросов, ни каких- то иных усиливающих конструкцию элементов. Вношу замеры в компьютерную программу. Заметьте, что погрешность таких расчетов может составлять до 50%. В итоге определяю, что максимальное усилие деформации балки, приложенной посереди- не, пролетом 4 м для стали с пределом проч- ности 500 МПа составляет 100 000 Н, или 10 тонн, в упругой зоне работы материала. Далее происходит пластическая деформация балки без уменьшения указанного усилия. Максимальное смещение балки определяется величиной перекрытия балки с опорой и составляет по результатам замеров 300 мм. Данному перемещению равна деформация середины пролета балки, и, соответственно, максимальное расстояние для остановки про- рывающегося автомобиля – 0,7 метра. На основе силовых расчетов и геометрических построений прихожу к выводу: действительно, конструкция ПТБ шлагбаумного типа данной модификации выдержит таранный удар транс- портным средством массой 7 тонн, движу- щимся со скоростью… 15 (а не заявленные 50) км/час. Понятно, что расчеты имеют прибли- зительный характер. Предлагаю специалистам проверить и, быть может, даже опровергнуть полученные мной результаты. Хочу напомнить и разработчикам, и потенци- альным заказчикам, что натурные испытания противотаранной техники методом краш-теста (которые считаются обязательными за рубе- жом), может быть, и затратный, но самый убе- дительный способ подтвердить расчетные характеристики конструкций. На сайте того же поставщика есть пояснение: "Про- тивотаранный барьер – сложный инженерный объект, специально созданный для защиты пери- метра стратегически важных государственных особо охраняемых объектов. Данные устройства препятствуют проникновению посторонних небро- нированных колесных транспортных средств (автомобилей) на защищаемую территорию…" В заключение советую владельцам объектов обращать внимание на документы или расче- ты, подтверждающие технические характери- стики предлагаемого оборудования. Игорь Васильев Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы", главный конструктор ЦеСИС КОЛОНКА РЕДАКТОРА Доверяй, но проверяй Из дорожных записок Рис. 1. Поворотный шлагбаум с пустотелой стрелой, сваренной из двух швеллеров Рис. 2. Максимальная деформация балки длиной 4,3 м до выхода из зацепления с опорой

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw