Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 116 Борис Казеннов Андрей Киселев Александр Павлов Эксперты управления Центра ФСБ России В качестве аппарата федерального органа по сертификации выступает ФГКУ "В/ч 68240", которое в соответствии с функциональными обязанностями, определенными Правилами обязательной сертификации, организует рас- смотрение обращений и жалоб на действие органа по сертификации и размещение спра- вочной информации в информационно-теле- коммуникационной сети Интернет на офици- альном сайте ФСБ России в разделе "Научно- техническое сотрудничество". Органом по сертификации является ФГУП "НТЦ "Орион", которое оперативно информиру- ет о выданных сертификатах соответствия на собственном сайте. Аккредитованы две ведомственные испытатель- ные лаборатории и одна коммерческая: l для проведения сертификационных испыта- ний технических систем и средств досмотра – ФГКУ "В/ч 35533" и ФГУП НИИР (в отноше- нии металлодетекторов, газоанализаторов и ренгенотелевизионных установок); l для проведения сертификационных испытаний технических систем и средств интеллектуаль- ного видеонаблюдения – ФГКУ "В/ч 44236". Результаты 2019 года Итоги работы ведомственного сегмента в про- шедшем году следующие: l за истекший период выдано 77 сертификатов соответствия (из них 66 – на технические средства досмотра и 11 – интеллектуального видеонаблюдения), отказано в выдаче серти- фиката соответствия по 10 заявкам семи организациям; l начались работы по обязательной сертифика- ции по схеме сертификации № 4; l организован и проведен инспекционный контроль пяти наименований сертифициро- ванных ТС ОТБ; l ведется работа по рассмотрению жалоб на действия органа по сертификации. На данный момент лабораторий достаточно – загрузка в 2019 г. не превысила одной трети мощности. Кроме того, еще три организации проходят процедуру аккредитации в качестве испытательных лабораторий. За прошедший год наметились положительные тенденции в работе с заявителями. В результате постоянного информирования участников обя- зательной сертификации в 2,5 раза сократилось количество обращений за разъяснениями о порядке действий. Сертификация зарубежных продуктов Рекомендации по вопросу сертификации ТС ОТБ иностранного производства были учте- ны поставщиками оборудования. Прекратились попытки организовать проведение сертифика- ции такого оборудования по схеме № 3. Совместными усилиями налажена работа по сертификации партий ТС ОТБ (схема № 2), зачастую достаточно крупных. Мы всегда идем навстречу заявителям, по возможности серти- фикационные испытания проводятся на их объ- ектах, что позволяет сократить удельные расхо- ды на проведение обязательной сертификации. Стараемся, не в ущерб качеству выпускаемой продукции, уменьшить финансовую нагрузку на производителей серийных ТС ОТБ: инспекцион- ный контроль пока проводился только по заявкам держателей сертификатов в связи с внесением изменений в технические условия или после обращений потребителей. Проверенные методики испытаний Опыт работы за истекший период подтвердил эффективность и универсальность разработан- ных методик проведения сертификационных испытаний. Это дает возможность проводить испытания даже в нестандартных условиях, например с использованием движущегося на скорости до 70 км/ч железнодорожного соста- ва в качестве тест-объекта. Так, совместно с Рос- желдором, ОАО "РЖД" и ООО "Скантроник Системс" организована и проведена в кратчай- шие сроки (за 38 календарных дней при норме 90 рабочих дней) уникальная работа по серти- фикации стационарного инспекционно-досмот- рового комплекса для досмотра железнодо- рожных составов (СТ-2630Т-2), установленно- го на подходе к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Схема сертификации№4 на практике Остается ряд проблемных вопросов, они в основ- ном связаны со схемой сертификации № 4. По ней выдано всего 10 сертификатов соответ- ствия. Это при том, что только в 2019 г. посту- пило порядка 240 заявок (в 2018 г. – более 500). По результатам их рассмотрения направ- лены 342 отказа в проведении обязательной сертификации в связи с неправильным оформ- лением. Еще одно распространенное явление – прекращение переписки заявителями с органом по сертификации после получения замечаний. Это может быть обусловлено незаинтересован- ностью субъектов транспортной инфраструктуры в проведении сертификации ТС ОТБ, уже уста- новленных на ОТИ. Основная цель таких заяви- телей – вступить в переписку и отчитаться перед надзорными органами. Это приводит к задерж- кам в рассмотрении заявок добросовестных заявителей, с чем связаны жалобы на действия органа по сертификации. Расставим все точки над i Субъекты транспортной инфраструктуры отка- зываются от проведения сертификации ТС ОТБ, установленных на ОТИ, ссылаясь на то, что их закупка проводилась в соответствии с требова- ниями Центра ФСБ России в рамках Комплекс- ной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Внесем предельную ясность в этот вопрос. Актуальность требований Центра ФСБ Рекомендации по оснащению наиболее уязви- мых ОТИ были разработаны Центром ФСБ Рос- сии по просьбе Минтранса России до создания системы обязательной сертификации ТС ОТБ в качестве помощи в исполнении Указа Президен- та Российской Федерации от 30 марта 2010 г. февраль – март 2020 www.secuteck.ru www.securitymedia.ru Обязательная сертификация технических систем и средств досмотра и интеллектуального видеонаблюдения Ведомственный сегмент системы обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности приступил к работе в августе 2017 г. С тех пор произошли значительные изменения в области обязательной сертификации тех- нических систем и средств досмотра, а также интеллектуального видеонаблюдения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw