Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 117 № 403 "О создании комплексной системы обес- печения безопасности населения на транспорте". За основу требований были взяты лучшие на тот момент технические характеристики ТС ОТБ, производимых отечественной промышлен- ностью. В целях оценки эффективности использования указанных рекомендаций для оснащения зон досмотра были организованы пилотные зоны на объектах железнодорожного транспорта и метрополитенов. По результатам опытной экс- плуатации пилотных зон Минтрансом России принято решение об оснащении ОТИ техниче- скими средствами в соответствии с указанными рекомендациями. Таким образом, формулировка "требования Центра ФСБ России" является не вполне кор- ректной по смыслу. Правильнее было бы гово- рить о "требованиях Минтранса России, разра- ботанных при участии Центра ФСБ России", так как Центр ФСБ России не наделен полномочия- ми по установлению правил и порядка оснаще- ния ОТИ ТС ОТБ, а также корректировке или отмене указанных требований. В связи с этим нами направлено обращение председателю Межведомственной рабочей группы по серти- фикации ТС ОТБ, организованной Минтрансом России, с предложением на очередном заседа- нии рассмотреть вопрос об актуальности требо- ваний с учетом действия системы обязательной сертификации. Принципы обязательной сертификации Данная позиция субъектов транспортной инфраструктуры основывается на неправиль- ном понимании принципов обязательной сер- тификации ТС ОТБ. Ее основной принцип – непрерывный контроль за соответствием поставляемых ТС ОТБ требованиям к их функ- циональным свойствам. Контроль осуществляется путем проведения испытаний: l для единичных образцов (проверка каждого образца); l для партий (выборочные проверки образцов из партии); l для серийного производства (проверки в рамках процедуры сертификации и после- дующего регулярного инспекционного конт- роля в течение трех лет). До вступления в силу правил обязательной сер- тификации при закупках такой контроль не был предусмотрен: требования к функциональным свойствам ТС ОТБ утверждены Правительством Российской Федерации только в 2016 г. после принятия соответствующих поправок в закон "О транспортной безопасности". Таким образом, несмотря на то, что большин- ство моделей ТС ОТБ, закупленных субъектами транспортной инфраструктуры в рамках Ком- плексной программы, в настоящее время имеют сертификаты соответствия, конкретное обору- дование, установленное до вступления в силу сертификатов соответствия, не может быть при- знано сертифицированным, так как не прошли соответствующие процедуры в соответствии с Правилами обязательной сертификации. n С истема физической защиты ПО определяет- ся как организационно-техническая систе- ма, предназначенная для обеспечения физиче- ской безопасности ПО в условиях неопределен- ности в части потенциальных угроз и модели нарушителя. Физическая безопасность – меры, предприни- маемые для обеспечения физической защиты материальных ценностей (ресурсов) от предна- меренных и случайных угроз. Промышленный объект отождествляется, неза- висимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, с производ- ственным комплексом, используемым субъ- ектом производственной деятельности для ее осуществления. Подразумевается, что доступ на ПО разрешается или запрещается в соответ- ствии с режимом предоставления полномочий, а требования, предъявляемые к физической защите ПО, увязаны с существующим про- изводственным процессом ПО и привычными для персонала путями передвижения в различ- ных зонах. Операционная схема (алгоритм), определяю- щая структуру процесса модернизации системы физической защиты ПО, приведена на рис. 1. Анализ факторов, предопределяющих качество СФЗ Качество СФЗ – это совокупность свойств СФЗ, обусловливающих пригодность системы выпол- нять возложенные на нее функции по пред- отвращению (нейтрализации) воздействия базовых проектных угроз (БПУ). К числу факто- ров, предопределяющих качество СФЗ, в статье отнесены результаты выполнения следующих процедур: l анализ типов потенциальных нарушителей и их проектных моделей; l прогнозная оценка негативных последствий (ущерба ПО) от реализации угроз; l анализ уязвимости ПО и оценка эффективно- сти существующей СФЗ. Обследование состояния физической защиты ПО проводится аккредитованной испытательной лабораторией разработчи- ка СФЗ на договорной основе с ПО (заказ- чик). Источники угроз Основными источниками угроз для ПО могут быть: l акции потенциальных нарушителей и сцена- рии их осуществления, предпринимаемые извне охраняемой территории ПО; l чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техногенного характера, относящиеся к кате- гории локальных и местных ЧС (по определе- нию Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (с изм. от 28.12.2013 г.); l повышенная зависимость безопасности экс- плуатации технологического оборудования ПО от влияния человеческого фактора вслед- www.secuteck.ru февраль – март 2020 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Вадим Скворцов Генеральный директор ООО "Московский электроламповый завод" Витольд Василец Руководитель бюро ООО "Московский электроламповый завод", доктор безопасности Модернизация системы физической защиты промышленного объекта Модернизация системы физической защиты (СФЗ) промышленного объекта (ПО) – это обусловленный вызовами и запросами современной жизни процесс приведения СФЗ в соответствие с новыми требованиями и нормами. В этой статье рассмотрим его прикладные аспекты

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw