Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 26 Неотложные вопросы нормативно-правового регулирования Нормативная и регулирующая деятельность защиты от АНВ в мировой практике имеет пре- обладающий реагирующий характер. События АНВ являются редкими, с вероятностью около Р = 10 -8 , примерно на два порядка более ред- кими, чем общая статистика транспортных происшествий. Задача принципиально услож- няется, поскольку нарушитель находится в потоке пассажиров c вероятностью около 10 -7 . Он может отсутствовать среди пассажиров транспорта, если было намерение заложить взрывное устройство и не ехать. Нарушителем может быть пассажир или работник транспор- та. Описание формализованных условий бло- кирования угроз, контура защиты и исключе- ние события АНВ нужно для обеспечения без- опасности ТПУ. Необходимо установление еди- нообразного порядка нормативно-правового регулирования в области обеспечения без- опасности на территории ТПУ с учетом специ- фики формирования архитектурной среды – безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Таким образом, становится очевидно, что архитектор должен быть одним из главных творцов не только совершенного с эстетиче- ской стороны, но и безопасного ТПУ как объ- екта городской архитектуры. Настало время совершенствовать архитектурные объемно-планировочные решения и инженер- ные системы ТПУ, делая их более защищенными от проявления АНВ. ТПУ характеризуется боль- шим количеством распределенных объектов сложной функциональности и интеграции со смежными системами (различными инженерно- техническими подсистемами, каналами связи), требующих комплексного подхода при разра- ботке систем безопасности. Характерным является положение, связанное с тем, что в настоящее время существуют законодательные требования к антитеррористической защищен- ности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) в целом, но нет сводов правил обеспече- ния антитеррористической защищенности зда- ний и сооружений ОТИ, а также нормативно- технических требований к разработке меро- приятий по противодействию террористическим актам на территории зданий и сооружений ОТИ, что особенно важно применительно к их инже- нерным системам. Важным является установле- ние единообразного порядка нормативно-пра- вового регулирования в области обеспечения безопасности на территории ОТИ с учетом спе- цифики формирования архитектурной среды – безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Необходимо управление качеством систем ком- плексной безопасности ТПУ как многофункцио- нальных комплексов, с учетом безопасности их объемно-пространственных решений. Значимость отделочных материалов Безопасность пребывания людей в зданиях ТПУ обеспечивается, среди прочего, выбором при- меняемых конструктивных и отделочных мате- риалов. Ввиду того, что ТПУ относится к объ- ектам, разрушение которых может привести к большим социальным, экологическим и эко- номическим потерям, при проектировании должно быть предусмотрено недопущение про- грессирующего обрушения. Важен выбор применяемых отделочных мате- риалов, которые представляют собой дополни- тельную опасность в случае проведения актов незаконного вмешательства (АНВ) с использо- ванием взрывчатых веществ. Объемно-компо- новочные решения, зонирование отдельных элементов ТПУ также должны отвечать требо- ваниям безопасности. Требуемая система государственных мер Защита жизни и здоровья людей на территории ТПУ от АНВ, в том числе терактов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера возможна только с помощью реализации определяемой государством систе- мы правовых, экономических, организацион- ных и иных мер, соответствующих угрозам. Эта система мер предусматривает: l проведение оценки уязвимости объектов; l их категорирование; l разработку планов обеспечения безопасности; февраль – март 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Основные этапы создания ТПУ с учетом требований управления качеством Управление качеством систем комплексной безопасности транспортно-пересадочных узлов с учетом безопасности объемно-пространственных решений Разработка методологии определения производственно-экономического уровня систем комплексной безопасности с учетом специфики безопасности архитектурно-планировочных и объемно- планировочных решений по показателям стоимости и технологичности их создания, надежности, электромагнитной совместимости и др. Позволяет прогнозировать динамику развития вариантов систем комплексной безопасности ТПУ и сформировать перспективные требования к ним при создании новых поколений систем Разработка методологии оптимизации структуры и параметров систем комплексной безопасности ТПУ с учетом специфики формирования безопасности архитектурно-планировочных и объемно- планировочных решений. Позволяет вырабатывать компромиссные архитектурно-конструктивно- технологические решения в интересах всего процесса создания многоуровневых и многофункциональных систем комплексной безопасности за счет системного согласования экономического критерия оптимальности и технических показателей качества, учитывающих условия разработки, производства и эксплуатации ТПУ Разработка методологии структурного и параметрического синтеза, обеспечивающей оптимизацию различных вариантов межблочного комплексирования систем безопасности ТПУ, создающей возможность минимизации технологических затрат на их производство, обеспечивающей возможность формирования высокоэффективных многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ Разработка комплекса экономико-математических и физико-математических моделей и методик для расчета, анализа и оптимизации стоимостных и конструктивных параметров и показателей качества перспективных вариантов систем комплексной безопасности ТПУ. Позволяет формировать эффективные алгоритмы автоматизированного решения задач синтеза, отличающихся высокой размерностью и недостаточностью информации со стороны архитектурной части проекта, для совершенствования принимаемых решений и генерирования вариативных предложений по оптимизации структуры проекта ТПУ на всех уровнях детализации Разработка общесистемных и частных алгоритмов синтеза вариантов систем комплексной безопасности ТПУ, основанных на применении метода дискретного программирования, ранжирования определяющих фиксируемых и управляемых параметров, эвристических приемов направленного перебора возможных вариантов и интерактивного режима обработки информации, обеспечивающих решение задач структурной и параметрической оптимизации систем комплексной безопасности ТПУ за минимальное время Разработка принципов построения специального программного обеспечения для синтеза вариантов систем комплексной безопасности ТПУ с учетом специфики безопасности объемно-пространственных решений и организации функционального взаимодействия программных компонентов моделирования электромагнитных, теплофизических, механико-прочностных процессов для реализации системного подхода к оптимизации структуры и параметров систем комплексной безопасности ТПУ и повышения экономической эффективности, технического уровня, качества разработки и производства перспективных систем комплексной безопасности А рхитекторы разрабатывают архитектурно-планировочные и объемно- планировочные решения без учета специфических требований к ТПУ, включающим ОТИ, что приводит к дублированию и параллельному фор- мированию отдельных, не связанных между собой, систем безопасно- сти объектов различных инфраструктур: различных видов транспорта, городских объектов, ТЭК и т.д. Это не позволяет сформировать единый для всех объектов многофункциональных комплексов системный под- ход к противодействию АНВ и к антитеррористической защите
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw