Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 27 l реализацию организационных и технических мероприятий в соответствии с утвержденны- ми планами обеспечения безопасности на территории ОТИ (организацию досмотра пас- сажиров, транспортных средств, груза, бага- жа, ручной клади и личных вещей). Применительно к ТРК необходимо разработать соответствующие аналогичные подходы к реа- лизации мер безопасности. Уже на стадии про- ектирования этих разноплановых объектов все меры должны реализовываться по единой мето- дике и вне зависимости от характера объекта предусматривать общие подходы к зонирова- нию и выявлению критических элементов объ- ектов. Это позволит избежать положения, когда часть готового ТПУ не имеет хозяина и лица, ответственного за реализацию мер по противо- действию АНВ. Существует множество неучтен- ных обстоятельств, которые необходимо рас- сматривать как условия для формирования угроз АНВ. Например, стоянки личного транс- порта не рассматриваются с точки зрения угрозы проведения АНВ на территории объектов ТПУ. Оптимизация и согласование всех систем и процессов Уже существует и в перспективе предполагается сохранение разделения синтеза систем ком- плексной безопасности на внутриблочный, межблочный и внешний. Для повышения эффективности систем комплексной безопасно- сти особое внимание необходимо уделять меж- блочному синтезу, который занимает наиболее значительный объем конструкций систем ком- плексной безопасности и имеет высокую трудо- емкость (стоимость) производства. Объемно- компоновочные решения, зонирование отдель- ных элементов ТПУ также должны отвечать тре- бованиям безопасности. При этом необходимо учитывать роль систем комплексной безопасно- сти, которые не существуют сами по себе, а соз- даются для защиты объекта, облик которого формируется архитектором еще на стадии кон- цептуальной проработки проекта, на основе технического задания и задания на проектиро- вание. Таким образом, появляется возможность опти- мизации и согласования всех систем на самых ранних стадиях, с учетом предъявляемых к ТПУ, порой взаимоисключающих, требований. Системы комплексной безопасности должны являться развитием, органичным дополнением, быть интегрированы в архитектурный облик ТПУ. Они представляют собой элементы город- ской инфраструктуры, обеспечивающие ее мобилизационную готовность, что вызывает усиление тенденции к расширению сети систем комплексной безопасности, обладающих раз- личными вариантами конфигурации. Основные этапы этой работы определяются исходя из управления качеством систем комплексной без- опасности ТПУ с учетом безопасности их объ- емно-пространственных решений. Анализ позволяет наметить комплексы работ, результаты которых являются основой для фор- мирования архитектурной среды ТПУ с учетом требований безопасности архитектурно-плани- ровочных и объемно-планировочных решений. Такой подход, когда оптимизируется деятель- ность абсолютно всех участников процесса раз- работки систем комплексной безопасности ТПУ и впервые используется опыт архитекторов по формированию безопасных объектов город- ской архитектуры, позволяет получить синерги- ческий эффект и улучшить производственно- экономические показатели. С другой стороны, это дает возможность надежно парировать деструктивные воздействия на ТПУ факторов различной природы, значительно повысить спо- собность локализовать последствия чрезвычай- ных ситуаций и ликвидировать их. 3 направления действий Можно наметить основные пути исправления имеющихся в настоящем недостатков: 1. Формирование вокруг ОТИ ТПУ, их модели- рование, создание для них единых систем без- опасности и ситуационных центров, входящих в распределенную сеть. 2. Стратегическое планирование и прогнозиро- вание, проактивный, предупредительный под- ход к разработке способов обеспечения без- опасности. Применение методов управления изменениями и проектами, мониторинг, анализ, прогнозирование и управление рисками и стой- костью ТПУ. Использование "террористического форсайта" для формирования угроз, техноло- гий, оборудования и сценариев, которые могут быть использованы при АНВ. 3. Управление персоналом на основе методов управления качеством для минимизации уязвимостей ТПУ, связанных с некомпетент- ностью и/или нелояльностью сотрудников. Повышение результативности действий персо- нала путем эффективной организации и обес- печения процессов его отбора, оценки, разра- ботки практико-ориентированного повышения квалификации и подготовки персонала сил обеспечения безопасности и всего персонала ТПУ. Повсеместное обучение по программам "Культура безопасности". Необходимо организационное объединение, технологическая интеграция, системное ком- плексирование аппаратно-программных ком- плексов, обеспечивающих деятельность в рам- ках этих направлений, в единую систему управ- ления изменениями качества безопасности. Реализация взаимосвязанного и согласованного комплекса мероприятий на ТПУ на новом научно-технологическом уровне должна приве- сти к максимально высоким результатам в обес- печении безопасности. Список литературы 1. Градостроительный кодекс Российской Феде- рации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015 г.). http://www.minstroyrf.ru/uplo- ad/iblock/263/Градостроительный кодекс.pdf. 2. Балановский В.Л., Любимов К.М., Мануилов Н.Н., Власов Д.Н., Бахирев И.А., Попова Е.В. Управление качеством систем комплексной без- опасности транспортно-пересадочных узлов с учетом безопасности объемно-пространственных решений // Качество и жизнь. 2016. №3. 3. Бартош А. Гибридная война – новый вызов национальной безопасности России // Нацио- нальная оборона. 2019. № 9. С. 82–86. 4. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Лысов Д.А. Инструменты внедре- ния инноваций в сфере безопасности транс- портных комплексов // Качество и жизнь. 2018. № 4 (20). 5. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Щербина В.И. Обеспечение без- опасности городских объектов транспортной инфраструктуры // Качество и жизнь. 2018. № 4 (20). 6. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейших городов (на примере Москвы): моногр. / Д.Н. Власов. – М.: АСВ, 2009. 7. Власов Д.Н. Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-переса- дочным узлам // Градостроительство. 2015. № 3 (37). 8. Данилина Н., Власов Д. Система транспорт- но-пересадочных узлов и "перехватывающие" стоянки: моногр. / Н. Данилина, Д. Власов. – Германия, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. n www.secuteck.ru февраль – март 2020 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Безопасность ТПУ обеспечивается, среди прочего, выбором конструктивных и отделочных материалов www.kandinsky-art.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw