Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 факторы: доступна ли умная технология при- обретателям финансово, осознают ли они ее полезность и необходимость, готовы ли они интеллектуально и эмоционально изменить сложившиеся привычки и практики и перейти на новые технологии, кто принимает решение о внедрении новой технологии – одно лицо или множество лиц, нет ли правовых барьеров для создания той или иной умной системы, и т.д. Практически все участники приведенной выше системы взаимоотношений имеют определен- ные ограничения, прежде всего финансовые, для того чтобы приобретать и пользоваться умными технологиями. В отношении людей это возможность или невозможность иметь компью- тер или смартфон с выходом в Интернет. В отно- шении большинства городов – невозможность в короткий период времени сделать все городские системы умными из-за бюджетных ограничений. Примером правовых ограничений можно считать нормы жилищного законодательства, которые сегодня препятствуют развитию умного ЖКХ, которое воспринимается многими прежде всего как умные городские системы ресурсоснабжения и повсеместная установка интеллектуальных систем управления и учета потребления комму- нальных ресурсов. Барьер связан с тем, что зако- нодатель определил общедомовой прибор учета как общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно закону, система приборного учета потребления ресурсов в многоквартирном доме принадлежит собствен- никам помещений и может быть установлена только по их решению. Кроме того, собственники должны утвердить расходы не только на установ- ку системы, но и на ее последующее обслужива- ние и замену. Для создания умной общедомовой системы нужно не только общее решение всех собственников, но и готовность каждого собст- венника впустить установщиков в свою квартиру для установки индивидуальных приборов как конечного элемента системы. Несогласие даже одного человека делает бессмысленной общедо- мовую систему в целом. Таким образом, комму- нальное предприятие, создавая умную инфра- структуру, не может замкнуть всю технологиче- скую цепочку поставки коммунального ресурса, поскольку на границе раздела отсутствует учет потребления, принадлежащий предприятию. Помимо системы учета потребления ресурсов любое решение о внедрении тех или иных умных решений в многоквартирном доме также должно приниматься собственниками на общем собра- нии, вплоть до решения о проведении тех самых общих собраний с использованием информа- ционных технологий. Поэтому сегодня в россий- ских городах сделать умным индивидуальный дом или квартиру проще, чем многоквартирный дом. Необходим комплексный подход Умный город в идеале – это единая умная система, в которой все взаимосвязано и все умны. Сегодня же на практике опережающими темпами "умнеют" одни городские сферы, а другие отстают. Это подтверждается в том числе различными международными рейтинга- ми умных городов, которые оценивают степень интеллектуальности города по совокупности отдельных умных городских отраслей. В России (возможно, потому, что наша страна позже дру- гих приступила к созданию умных городов) акцент делается на цифровизации, которую можно внедрить административными метода- ми, а это чревато тем, что конечные цели не будут достигнуты. Из виду зачастую упускаются такие аспекты, как потенциальный охват город- ских жителей внедряемыми цифровыми техно- логиями, готовность людей воспринять и при- менять новое, а также экономическая доступ- ность умных технологий для российских горо- дов и жителей страны. Необходим комплексный подход и разработка дорожной карты в качестве первого шага на пути создания умного города. При этом в условиях ограниченности ресурсов и необходимости поиска наиболее эффективных решений, влеку- щих устойчивые результаты, муниципалитеты все равно вынуждены будут расставлять приоритеты и принимать решения о том, какую городскую сферу сделать умной вперед других. При этом муниципалитет должен будет понимать, насколь- ко востребовано выбранное решение и будет ли купленная технология применяться и в каком масштабе. Когда нет возможности приобрести сразу большой объем софта и крупномасштаб- ную информационную инфраструктуру и прихо- дится выбирать какие-либо отдельные решения с возможностью их развития, модификации и дополнения в дальнейшем, у руководителя горо- да есть варианты: принять решение на основании собственного представления о том, что нужно населению, или вовлечь городское сообщество в обсуждение потребностей и приоритетов. 10 вопросов перед цифровизацией Выбор направления движения к технологии умного города – это не просто отношения типа "заказ – поставка" между администрацией горо- да и ИТ-разработчиками, а диалог между адми- нистрацией города и городским сообществом. А значит, умные цифровые технологии нуж- даются в умных социальных технологиях – пар- тисипаторном бюджетировании, соучаствую- щем проектировании, социальном партнерстве. Важно ответить на следующие вопросы: 1. Кто заказчик, а кто пользователь? 2. Есть ли сформулированный спрос на данную технологию от данной категории пользователей? 3. Насколько пользователь сам является умным, то есть осведомленным и интеллектуально под- готовленным для того, чтобы применять умную технику и технологию? 4. В какой степени пользователь готов стать частью систем умного города? Есть ли у него необходимая степень доверия к тем, кто внед- ряет умную технологию, чтобы позволить счи- тывать свою информацию без персонального участия, или необходимая степень заинтересо- ванности, чтобы лично принимать участие в сборе и трансляции информации? 5. Достаточно ли пользователь технически осна- щен (имеет ли необходимую технику), чтобы стать вовлеченным в системы умного города? 6. Есть ли необходимость во внедрении инфор- мационной технологии сегодня? 7. Какая часть городского населения сможет поль- зоваться данной технологией сегодня? А завтра? 8. Какую пользу получит город, городское сообщество, городское хозяйство и отдельные жители? 9. Сопоставима ли потенциальная польза с понесенными затратами? 10. Какую часть выделенных ресурсов при необходимости придется потратить на подго- товку, обучение и вовлечение пользователей? Кто будет это делать? Таким образом, решение о цифровизации рос- сийских городов, принятое централизованно, может воплощаться в жизнь непосредственно в городах только при нахождении в каждом таком городе ответов, которые удовлетворят все стороны процесса – и заказчиков, и благо- приобретателей, и разработчиков. Чтобы горо- да "поумнели", умными должны быть не только ИТ-разработчики, но и муниципалитеты, и население. n www.secuteck.ru февраль – март 2020 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Умный город как система объектов и субъектов, взаимосвязей и взаимоотношений между ними

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw