Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 32 Н аземный электрический транспорт, основ- ными средствами передвижения которого являются трамваи и троллейбусы, – один из главных перевозчиков пассажиров внутри горо- дов. К его основным преимуществам перед транспортом с двигателями внутреннего и внеш- него сгорания относятся высокая производи- тельность и экологичность. Электротранспорт существует уже более века и хорошо зарекомендовал себя благодаря надежности. При этом приоритетом для общества и властей всегда было устойчивое функционирование транспортного комплекса в целях перевозки пассажиров, а вопросы обеспечения безопасности стали приобретать принципиальное и стратегическое значение лишь в последние годы. Терроризм – угроза№1 Основную угрозу для транспортной безопасно- сти России представляют террористические акты. Их совершение на общественном транс- порте приводит к значительным жертвам среди населения и дестабилизации общественной жизни, а также способствует развитию чувства неуверенности граждан в собственной безопас- ности, что в конечном счете и является основ- ной целью террористов 1 . Последним и самым ярким примером терро- ризма в сфере наземного электротранспорта остается теракт, совершенный утром 30 декабря 2013 г. в Волгограде. Целью террористической атаки стал троллейбус № 1233. В момент дви- жения по маршруту № 15A в салоне произошел взрыв мощностью около 4 кг в тротиловом эквиваленте. По данным следствия, взрывное устройство привел в действие террорист-смерт- ник, в результате чего транспортное средство было полностью разрушено. По официальной информации, на месте про- исшествия погибли 11 человек, при транспор- тировке в больницы умерли еще 3 человека. 27 пострадавших были госпитализированы, в том числе грудной ребенок. В последующие дни в больнице скончались два человека. Это в очередной раз доказало, что создание реально действенной системы безопасности на объектах транспорта является приоритетным направлением для всех органов исполнитель- ной власти федерального уровня и администра- тивных подразделений на уровне местного самоуправления, а также для самих организа- ций сферы транспортного обслуживания, неза- висимо от форм организационно-правовой направленности 2 . Произошедшее событие и текущее состояние обеспечения транспортной безопасности на городском наземном электрическом транспорте заставляет обратить внимание на наиболее существенные проблемы, требующие решения со стороны государства и транспортного сообщества. Отсутствие системности принимаемых мер Террористические акты, происходящие на транспорте, в значительной степени повышают внимание к отрасли: ускоряется совершенство- вание нормативной правовой базы, объекты транспорта и транспортных средств оснащаются более современными эффективными инже- нерно-техническими средствами, разрабаты- ваются новые методы и системы безопасности. Так, после печальных событий в Волгограде приказом Минтранса России № 7 от 15 января 2014 г. были утверждены правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и пере- чень мероприятий по соответствующей подго- товке работников юридических лиц и индиви- февраль – март 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Троллейбус типа ЯТБ-1 Последствия теракта 30 декабря 2013 г. в Волгограде Городской наземный электрический транспорт: как обеспечить безопасность Транспортная безопасность занимает важное место в системе устойчивого функцио- нирования умного города. Она приобретает особую значимость при возникновении потенциальных внутренних и внешних угроз незаконного вмешательства и террори- стических актов, в частности во время и после их совершения. Данная статья посвя- щена текущему состоянию обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности городского наземного электрического транспорта, выявлению прак- тических проблем в реализации действующего законодательства и анализу доста- точности системы принимаемых мер со стороны государства и субъектов транспорт- ной инфраструктуры 1 Шомахов М.К. К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз // Труды Академии управления МВД России. 2014, №4 (32). С. 125–128. 2 Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017, № 1 (17). С. 6–10.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw