Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 34 измениться количество сидячих мест, однако соответствующая информация заводу-изгото- вителю не отправляется. Это порождает опре- деленные коллизии и противоречия при под- готовке организационных документов по транспортной безопасности, в том числе оценке уязвимости. Установление границ зоны транспортной безопасности и КПП В настоящее время границы и конфигурация зоны транспортной безопасности для объекта электротранспорта и транспортного средства определяются специализированными органи- зациями в процессе оценки уязвимости и устанавливаются СТИ на основании этих рекомендаций. Однако на государственном уровне отсутствует научно-практическая про- грамма или методика, в соответствии с кото- рыми было бы возможно провести обоснова- ние установления данных границ и мест раз- мещения КПП. При проведении оценки уязвимости объектов электротранспорта и транспортных средств Санкт-Петербурга и Самары автором статьи применялась "Методика расчета границ зоны транспортной безопасности и критических эле- ментов с учетом ущерба возможных послед- ствий от совершения АНВ", разработанная на основе обобщения многолетних работ по оцен- ке уязвимости, а также исследований других ведущих научно-исследовательских учрежде- ний. Данная разработка позволила применить научно-практическое обоснование при опреде- лении границ зоны транспортной безопасности и расчете возможного ущерба от АНВ. Она показала высокую эффективность на практике и позволила исключить субъективность эксперт- ного мнения. Отсутствие защищенности трамвайных и троллейбусных парков и транспортных средств Как уже отмечалось, ранее был проведен ком- плекс мероприятий в области обеспечения антитеррористической защищенности трамвай- ных и троллейбусных парков, который, несмот- ря на потраченное время и деньги, оказался невостребованным. Сегодня разработка и при- нятие мер по транспортной безопасности дан- ных объектов лежат на плечах транспортных предприятий и отсутствуют в поле ведения контрольно-надзорной деятельности. Многими работниками СТИ остро ощущается недостаточность научно-практических подхо- дов, методик, моделей для анализа защищен- ности своего предприятия и применения научно обоснованных решений в осуществлении мер для обеспечения антитеррористической защи- щенности. Правоприменители обращают внимание на тот факт, что в действующем законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения транс- портной безопасности, отсутствовала и до сих пор отсутствует дефиниция государственной политики транспортной безопасности, не кон- кретизированы цели и меры, направленные на ее обеспечение 4 . В результате отсутствие нормативно-правового регулирования и контрольно-надзорной дея- тельности в части обеспечения транспортной безопасности троллейбусных парков и трамвай- ных депо не позволяет СТИ обеспечить долж- ный уровень их антитеррористической защи- щенности. Невостребованной оказалась и реализован- ная система мер по обеспечению антитерро- ристической защищенности трамваев и трол- лейбусов в связи с изменениями законода- тельства (Федеральный закон № 270-ФЗ от 2 августа 2019 г.). Оценка уязвимости и разработка ПОТБ для транспортных средств ушли в прошлое, а новые меры по их защите будут содержаться в новом организационном документе – паспорте обеспечения транс- портной безопасности транспортного сред- ства. Стоит отметить, что типовые формы указанных паспортов будут установлены Правительством Российской Федерации, но пока данного нор- мативного правового акта еще не существует. Иными словами, лишь после издания постанов- ления Правительства РФ об утверждении типо- вых форм данных паспортов можно будет гово- рить о каких-либо новых мероприятиях по транспортной безопасности в отношении транс- портных средств 5 . февраль – март 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ 4 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136. 5 Тушко И.С. Изменения законодательства по обеспечению транспортной безопасности // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019, № 5. С. 65–67. Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк в Санкт-Петербурге Трамваи Москвы

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw