Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 35 Таким образом, в отношении как троллейбус- ных парков и трамвайных депо, так и самих транспортных средств отсутствует нормативно- правовое регулирование мер, которые позво- лили бы СТИ обеспечить их защиту в должной степени. Достаточность проводимых мероприя- тий будет самостоятельно определяться и оце- ниваться каждым СТИ и может быть выявлена лишь при попытках совершения или соверше- нии АНВ, в том числе террористических актов. Здесь же стоит упомянуть о недостаточном уровне законодательной базы в области определения совместного порядка действий работников СТИ и правоохранительных орга- нов при возникновении и ликвидации чрез- вычайных происшествий, включающих в себя совершенные преступления террористическо- го характера. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности Вопросу профессиональной квалификации лиц, выполняющих работы по обеспечению транс- портной безопасности, в последнее время уде- ляется все большее внимание. И это объяснимо в силу необходимости совершенствования или получения новой компетенции для профессио- нальной деятельности по исполнению требова- ний законодательства в сфере транспортной безопасности, в том числе антитеррористиче- ской защищенности. Но несмотря на то, что данная деятельность активно развивается по всем видам транспорта уже более трех лет (начиная с 2016 г.), в ее реа- лизации достаточно много моментов, требую- щих внимания и доработки со стороны соответ- ствующих органов. Перечни вопросов, используемых органами аттестации и аттестующими организациями для проверки соответствия знаний, умений и навы- ков аттестуемых лиц, определяются компетент- ными органами применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта. При этом перечни вопросов разработаны без учета спе- цифики и особенностей функционирования транспортного комплекса по видам транспорта. Лица, назначенные ответственными за обес- печение транспортной безопасности в транс- портном средстве (водители), также обязаны пройти указанную подготовку (обучение) и аттестацию. В настоящее время низкий уровень подготовки водителей, по мнению субъектов автомобиль- ного и электротранспорта, связан с избыточны- ми требованиями, предъявляемыми законода- тельством. Фактически аттестуемые по транс- портной безопасности водители должны обла- дать знаниями и умениями не только в области обеспечения транспортной безопасности на транспортном средстве, но и в сфере антитер- рористической защищенности объектов транс- портной инфраструктуры всего автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Требует отдельного внимания вопрос гармони- зации законодательства в сфере аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и тру- дового законодательства. Исходя из анализа выявленных проблем и практики обеспечения антитеррористической защищенности городского наземного электри- ческого транспорта, можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительный объем проведенных мероприятий по транспортной безопасности, сформирована лишь частичная защита объектов и транспортных средств. Постоянное развитие технологий в области транспорта и информации приводит к необхо- димости уделять больше внимания существую- щим в данной отрасли проблемам. На пути к решению проблем События, произошедшие в Волгограде в 2013 г., наглядно показали, что потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических, в деятельность транспортного комплекса могут стать непосред- ственными и прямыми угрозами для жизни и здоровья пассажиров и нанесения материаль- ного ущерба транспортным организациям. Основные усилия по обеспечению внутригород- ской транспортной безопасности должны быть нацелены на правовое воспитание населения, разрешение кризисных и конфликтных ситуа- ций политическими методами, без силового воздействия, на подрыв основ терроризма путем пресечения попыток создания экстре- мистских организаций радикального толка. Требуется и более детальная проработка в зако- не конкретных антитеррористических меро- приятий, проводимых на городском обществен- ном транспорте. На основании анализа текущего состояния обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности элек- тротранспорта, а также проблемных аспектов, выявленных в данном исследовании, можно говорить о наличии острой потребности в поиске путей решения существующих про- блем. 1. Крайне важно обратить внимание на отсут- ствие нормативно-правового регулирования в части обеспечения транспортной безопасно- сти троллейбусных и трамвайных парков, транспортных средств электротранспорта. Необходима разработка новых правовых актов, регламентирующих систему мер по антитерро- ристической защищенности данных уязвимых мест транспортного комплекса. 2. Необходимо направить силы на решение вопроса недостаточности научно-практических подходов, моделей и стратегий для анализа защищенности транспортных предприятий. Тре- буется разработка методик подготовки плана обеспечения транспортной безопасности объ- екта транспортной инфраструктуры и паспорта обеспечения транспортной безопасности транс- портного средства. Для определения границ и конфигураций зоны транспортной безопасно- сти и критических элементов необходимо нали- чие утвержденной на государственном уровне соответствующей методики с учетом ущерба возможных последствий от совершения АНВ. 3. Требуется гармонизация законодательства в сфере аттестации сил обеспечения транспорт- ной безопасности с трудовым законодатель- ством. В свою очередь, в области обеспечения аттестации важен комплексный подход к изуче- нию проблемных практических вопросов реа- лизации с пересмотром состава действующих категорий и типовых дополнительных профес- сиональных программ обучения. 4. Стоит укрепить нормативную базу в области проведения совместных мероприятий СТИ и правоохранительных органов при профилак- тике правонарушений, возникновении и ликви- дации чрезвычайных происшествий, в том числе преступлений террористического характера. Городской наземный электрический транспорт занимает важное место в транспортной системе любого крупного города России. Именно поэто- му необходимо признать значительную роль обеспечения антитеррористической защищен- ности в перевозке пассажиров, для которых важна не только надежность поездки, но и ее безопасность. n www.secuteck.ru февраль – март 2020 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Троллейбусы Хабаровска Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw