Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 38 И деологическая готовность окружающего нас мира стать тотально цифровым оцени- вается в 80%. В Китае уже сегодня цифровые технологии позволяют жителям оплачивать покупки "лицом" и через мессенджеры, прохо- дить в метро по биометрической верификации. Почему мы говорим о Китае? В первую очередь потому, что нигде в мире нет такого массового испытательного полигона, как в Китае. Поэтому если что-то работает там, то, вероятно, может быть применимо почти везде. Биометрия, Интернет вещей, унифицированные коммуникации, мобильная парадигма и другие технологии в ближайшее время позволят реали- зовать аналогичные решения в нашей стране. Точки роста и трансформации технологий В последние 15–20 лет произошел бурный рост IP-технологий. Ярчайшим примером уже слу- чившегося перерождения является видеона- блюдение, которое за это время из аналогового полностью трансформировалось в цифровое (включая чистое IP-видео и гибридные системы типа AHD с конечным хранением в цифре, с доступом к архиву по IP). Схожие процессы затронули телефонию, телевидение и радио. При этом телефония, телевидение и радио стали частью Интернета. Любопытным и знако- вым фактом является открытие сервиса IP-теле- фонии (VoIP) Яндексом. Итак, Яндекс, который для многих в России тождественен понятию "Интернет", теперь и голосовой телеком-опера- тор. Он имеет номерные емкости, подключает офисы и частников и делает многое что еще, смыкая это со своими платежными и мобиль- ными сервисами. Значительные изменения технологического плана произошли и в области городского жи- лищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Мно- жество приборов учета энергоресурсов стали умными и способными автоматически переда- вать показания. Переходит в область IP-веща- ния (и частично беспроводной передачи дан- ных внутри сетей оповещения) и такой важный для города сегмент, как публичное оповещение о событиях гражданской обороны и пожарной безопасности. Становится частью городской среды IP-домофония, которая наконец перешла на протокол SIP, практически стала частью IP-телефонии и продолжает активно трансфор- мироваться. Более того, при правильной адми- нистративной постановке вопроса она окажется и легко интегрируемой, ввиду своей IP-/SIP- природы, в общегородскую IP-систему ГО и ЧС. В такой системе каждый IP-домофон может работать как точка публичного голосового опо- вещения. Параллельно с технологическими процессами идет цифровизация банковских услуг и их трансформация в мобильный сервис. Все эти тренды можно назвать "лепестками одного цветка". Следующая очередь преобразования ждет оперативную групповую радиосвязь. Уже появились рации, работающие через LTE и Wi-Fi. Все это – составные части интегриро- ванной унифицированной инфраструктуры IP-коммуникаций и идеологии цифрового города, приобретающего все большее значе- ние в нашей жизни. Биометрия, Интернет вещей, унифицированные коммуникации, мобильная парадигма – эти тренды объединяются друг с другом и на их осно- ве появляются новые возможности и сервисы для преобразования окружающей нас действитель- ности в полноценный цифровой мир. К ключе- вым уровням унификации можно отнести: 1. Инфраструктурный (транспортный) уровень – TCP-/IP-сети и Интернет (Ethernet, Wi-Fi, 5G/LTE/3G). 2. Протокольный уровень – SIP, HTTP (S), ONVIF/RTSP/RTMP и пр. Он используется для видеонаблюдения, домофонии, телефонии. Для того чтобы полноценно заработал третий уровень – Интернет вещей, не хватает полной стандартизации конечных устройств, которые должны взаимодействовать между собой. Существующие стандарты (Bluetooth, LoRA, Z–Wave, ZigBee, RF433) пока ортогональны, но ожидается, что через некоторое время на этом уровне тоже будет четкая иерархия. Распознавание по лицу – главный тренд Распознавание по лицу – ключевая технология, которая будет в дальнейшем применяться на каждом шагу. Почему именно она? Казалось бы, общеизвестное сканирование отпечатков пальцев дает достаточно точные результаты, однако на многих терминалах счи- тывание происходит не моментально, а отказ в доступе может зависеть даже от аккуратности позиционирования пальца. К тому же руки могут быть грязными, слишком сухими или мокрыми, что препятствует однозначной дакти- лоскопической идентификации с первой попыт- ки. Описанные факторы могут привести к фор- мированию на проходных очередей. При этом дактилоскопическая идентификация имеет, без- условно, ценность для компании: она получает базу отпечатков сотрудников для разбора инци- дентов. Лицо или радужку глаза злоумышлен- ник или разгильдяй вряд ли оставит на месте происшествия, а вот отпечатки наверняка. Сканирование радужки глаза – более дорогая, сложная и ресурсозатратная технология. Кто сталкивался с нею, отметит, что сканирование требует аккуратности и иногда процедуру при- ходится повторять. Точность идентификации очень высокая, но опять же нужно выдерживать дистанцию, точно смотреть в прибор. В общем, это решение отлично для высокоответственных учреждений, но явно НЕ массовое. В то же время мы видим, что именно распозна- вание лиц уже начало применяться в Китае в массовом порядке при пропуске пассажиров в метро и поиске криминальных элементов. Аналогичный опыт есть и в Москве. Технология "дозрела" и стала доступнее. Конечно, корона- вирус и маски сбили безапелляционный энту- зиазм вокруг Face ID, но до этого распознание по лицу показало все свои преимущества, и это произошло именно благодаря применимости к массовым идентификациям. Верификация по лицу станет трендом, задающим для городского хозяйства важнейшую цифровую составляю- щую для осуществления платежей, для взаимо- действия с государственными и частными сер- висами. Даже производственные предприятия могут использовать эту технологию, например, для доступа работников к закрытым зонам. Огромным, естественным и чуть ли не решаю- щим плюсом лицевой биометрии является про- стота ее применения для потребителя. Лицо, в отличие от карты, нельзя "потерять", вам, собст- венно, ничего не нужно делать для прохода в дом и на работу, даже снимать перчатки. И потом, приятно, когда тебя узнают даже двери! Интерком-системы – часть новой унифицированной цифровой среды города Интеркомом на профессиональном языке назы- ваются специализированные переговорные устройства. Эти устройства при массовом при- менении в городском хозяйстве позволят осу- ществлять переговоры граждан с полицией, службами информации и эксплуатации объ- ектов в режиме оперативной связи. Наиболее знакомыми нам интерком-системами, навер- ное, являются столбы SOS/INFO на станциях метро в Москве и Санкт-Петербурге, а также небольшие оранжевые киоски "гражданин – полиция". Если говорить о красно-синих стойках в метро, то это как раз пример реально рабо- тающей и эффективной IP-интерком-системы. Как и все подобные устройства, стойки подклю- чаются к сети через Ethernet и могут работать с городской системой оперативной связи и через облачные инфраструктуры федераль- февраль – март 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Ярослав Кузьмицкий Директор по развитию бизнеса компании InPrice Distribution Унификация IP-коммуникаций для города В последние годы наблюдается тенденция унификации коммуникаций для города. Какие качественные изменения произошли в этом направлении и что нас ждет в буду- щем для обеспечения безопасности мегаполисов?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw