Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 39 ных операторов типа "Ростелекома", и через локальные коммутационные узлы (IP-ATC) тер- риториальных объектов, где они установлены. То есть они изначально предназначены быть частью унифицированных коммуникаций города. Современная переговорная IP-система состоит из SIP-интеркома (по сути, IP-телефона в спе- циальном антивандальном корпусе), IP-каме- ры, опционально элемента био-СКУД и обес- печивает: l голосовые коммуникации – переговоры с собеседником, который может находиться на расстоянии тысяч километров; l видеонаблюдение, так как каждое устройство IP-домофонии/интеркома оборудовано IP- камерой и является точкой видеофиксации; l удаленное управление и реагирование на события; l контроль доступа и оповещение населения. Интерком и биометрия Ранее мы говорили о биометрической идентифи- кации по лицу и том, что она займет важную роль в нашей жизни. Но как это относится к так под- робно описываемым интеркомам? Очень просто! С момента, когда гражданин получит цифровой профиль, включающий в себя голос, отпечатки и математическую модель лица, любое его обра- щение через городской интерком в службы опе- ративного реагирования или информирования будет автоматически идентифицироваться и жур- налироваться. При звонке по видеоинтеркому оператор службы информации или офицер полиции сразу обратится к вам по имени-отче- ству и, естественно, будет заранее знать, где вы находитесь и куда присылать помощь. Конечно, это только один пример из десятков возможных вариантов конвергенции лицевой биометрии и интерком-систем. Смарт-интерком для жилых комплексов Несмотря на очевидность необходимости пере- хода на полноценные IP-системы домофонии и смарт-интеркомов ввиду множества факторов- драйверов, таких как легкость массового уда- ленного обслуживания, высокое качество видео и аудио, возможность использования единой кабельной инфраструктуры для многих целей ЖК и др., даже новые ЖК зачастую запускаются на базе аналоговых систем по "программе- минимум". Положено запирающее устройство – получите. Нужно ли такое городу на перспекти- ву? Скорее, нет. Хотят ли жильцы внедрить IP- домофонию? Скорее всего, тоже пока нет, так как опыта общения (особенно положительного) у них с ней не было. Кроме того, многие опера- торы делают очень неоднозначную и даже вредную вещь: они устанавливают IP-вызывную панель, раздают доступ к мобильным приложе- ниям, ключ – и все. В квартире абонентского устройства нет, как его установить и какое имен- но – никто не знает, и в результате, забыв через полгода пароль/логин от приложения или сме- нив телефон, все ходят встречать гостей вниз. Прогресс?! Поэтому на ровном месте рождается отторжение этой “умной домофонии". "Раньше у бабушки хоть трубка была, – говорят люди, – а сейчас звонок должен приходить на приложе- ние, а у нашей мамы кнопочный телефон и менять она его не хочет". Система приземления звонков на городской или мобильный номер (а это возможно) не продумана в ЖК и у опера- тора даже за дополнительную плату. В резуль- тате получается решенная наполовину ситуация. Домофон есть, он умный, а ввиду небрежного и некомплексного подхода установщиков поль- зуются его преимуществами только единицы. Это комплексная проблема, и решать ее надо на уровне подхода. Бесполезно включать в про- ект реновации квартала только обновление вызывных панелей. Сразу возникнет и вопрос стационарных абонентских IP-устройств. По минимуму это должны быть переговорные устройства IP-аудио в каждой квартире, а опти- мально – IP-мониторы. Иначе мы получим вышеописанную ситуацию. Закладывать старые системы домофонии в новые ЖК – крайне вредная практика, которая будет напрямую тормозить общегородской переход к единому адресуемому пространству связи, контролируемому из ситуационных центров. При сегодняшних ценах на IP-домофоны и IP-мони- тороы в смете на постройку здания это малая капля, а вот отсутствие заложенной IP-инфра- структуры в дальнейшем все равно заставит экс- плуатирующую организацию вернуться к реше- нию этого вопроса. Только это будет сложнее и дороже, чем на момент формирования объекта. IP-домофония может дать жителям ЖК реально новый уровень комфорта и сервиса, связать дом с городскими службами (вызов врача, такси, полиции и пожарных, получение/оплата счетов и пр.), однако инфраструктура должна тщательно продумываться и строиться с учетом долговременного запаса актуальности в про- цессе эксплуатации. А что в старом фонде? В современном ЖКХ на фоне повальной инсталляции координатно-матричных аналого- вых устройств для домофонии существуют сле- дующие проблемы и вызовы: l неконтролируемый и нежурналируемый про- ход "непонятных" субъектов; l "резиновые" квартиры и невозможность отслеживания жителей в них; l использование подъездов для закладки нар- котических веществ; l насилие и криминал в подъездах; l безнаказанный вандализм. IP-домофон потенциально сможет помочь решить эти проблемы, а аналоговый – нет! Понятно, что сам по себе IP-домофон этого сде- лать не сможет, но он может быть эффективным инструментом в руках компетентных органов и городских властей. Есть ли перспективы у гибридных решений? Попытки использовать старую, как правило суще- ственно изношенную координатно-матричную инфраструктуру подъездов совместно с новыми IP-вызывными панелями (и наоборот) стратеги- чески ни к чему хорошему не приведут. Техниче- ски это возможно. На рынке появилось некоторое количество образцов таких конвертеров, но надо понимать, что это малотиражные поделки и их стабильность неясна. Исключением являются некоторые вызывные панели со встроенными дублирующими выходами координатно-матрич- www.secuteck.ru февраль – март 2020 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ Платформы и ключевые уровни унификации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw