Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 43 технологические инструменты используются, с одной стороны, для повышения качества жизни, конкурентоспособности и эффективно- сти функционирования, с другой – обеспечи- вают благоприятную безопасную социальную и экологическую среду. В России проект "Умный город" реализуется в рамках национального проекта "Жилье и город- ская среда" и национальной программы "Циф- ровая экономика". Цели, обозначенные в этом проекте, соответствуют общемировым тенден- циям: повышение конкурентоспособности рос- сийских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. В 2014 г. Правительством Российской Федера- ции принята концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопас- ный город" с целью повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существен- ного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач. Органы власти субъектов Российской Федера- ции и муниципальные органы государственной власти обеспечивают комплексное решение вопросов по всем аспектам безопасности жиз- недеятельности населения. Такие структуры, как центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), дежурные диспетчерские службы, тер- риториальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, сконцентриро- ваны на отдельных аспектах, например без- опасности населения и муниципальной (комму- нальной) инфраструктуры, включая обществен- ную безопасность и защиту от чрезвычайных ситуаций, безопасности на транспорте и эколо- гической безопасности. Для эффективного и комплексного решения вопросов обеспечения общественной безопас- ности, безопасности среды обитания и рацио- нального развития ландшафта автоматизации городских территорий необходимо создание единого информационного пространства, обеспечивающего координацию действий и эффективное взаимодействие всех участни- ков процессов и уровней управления, а также высокое качество и быстрота принимаемых решений. Выход есть Для решения этих задач целесообразно созда- ние технологической платформы, обеспечиваю- щей комплексную автоматизацию процессов для следующих целей: l сбор первичной информации о состоянии среды обитания, а также информации по инцидентам и чрезвычайным ситуациям; l автоматизация процессов реагирования и координация действий; l передача первичной, агрегированной и ана- литической информации участникам процес- сов всех уровней; l поддержка принятия решений. Применение комплексного подхода гарантиру- ет ряд существенных преимуществ, главные из которых: l сокращение издержек по управлению про- цессами обеспечения безопасности населе- ния и среды обитания; l оперативное предоставление полной и досто- верной информации по инцидентам, угрозам и рискам всем заинтересованным лицам и организациям, включая СМИ; l повышение качества оценки рисков и прогно- зирования наступления и развития кризисных ситуаций и происшествий; l повышение оперативности и качества реаги- рования на основе автоматизированного многофакторного анализа информации. В результате внедрения такой платформы сни- жается ущерб и минимизируются последствия чрезвычайных ситуаций. Дополнительным положительным эффектом является улучшение бизнес-климата и общей социально-экономи- ческой обстановки. Разумеется, технологическая платформа, соз- даваемая для решения вышеперечисленных задач, должна соответствовать повышенным требованиям в области безопасности и доступ- ности, быть независимой от проприетарных продуктов и технологий глобальных корпора- ций. Для этого целесообразно внедрять и использовать технологии с открытым исход- ным кодом, что также согласуется с приказами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Феде- рации об импортозамещении в ИТ и директи- вой Правительства РФ "О преимущественном использовании отечественного программного обеспечения", согласно которой доля отече- ственного программного обеспечения в орга- нах власти и местного самоуправления, а также в госкомпаниях должна превысить 50% к 2021 г. Препятствия для развития Одно из наиболее существенных препятствий для развития и внедрения технологий умного и безопасного города – отсутствие нормативной документации для применения ряда технологи- ческих решений (включая Интернет вещей, большие данные, умные города, умное про- изводство и т.д.). Нужно также отметить ограни- ченность бюджетных средств, которая не позво- ляет муниципальным органам государственной власти применять передовые технические решения. Правильный подход Очень важно методически правильно подхо- дить к цифровизации городов. Необходимо проводить концептуальное и техническое про- ектирование, так как вновь создаваемые ком- поненты цифрового ландшафта должны вписы- ваться в единую концепцию развития. Формулировки целей и задач "Безопасного города" и "Умного города", указанные в норма- тивных документах, а также сложившаяся мировая практика позволяют сделать вывод о том, что концептуально умный город включает элементы безопасного города в части обеспече- ния безопасности населения, а также совершен- ствования системы управления. А безопасность и комфорт, как неразрывные понятия, законо- мерно вошли в список базовых принципов соз- дания и развития умных городов. n www.secuteck.ru февраль – март 2020 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЙ ГОРОД. ЦИФРОВОЕ ЖКХ П ервые упоминания термина "умный город" (Smart Сity) появились в начале 2000-х гг. Развитие информационных технологий привело к тому, что восприятие концепции умного города значительно измени- лось, но базовые принципы и подходы к использованию ИТ-инфра- структуры не потеряли своей актуальности Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Шанхай. Инвесторы все чаще делают выбор не между странами, а между городами

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw