Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 131 2) отсутствие единой системы документирова- ния оконечных средств оповещения населения всех уровней на оповещаемой территории. Если решение первой проблемы лежит в обла- сти разработки методик и алгоритмов, на таких методиках основанных, то решение второй воз- можно в рамках сбора данных о выданных тех- нических условиях, согласованных проектах, построенных и принятых в эксплуатацию систе- мах оповещения, а также сведений о состоянии системы в текущий момент. С принятием поста- новления Правительства РФ № 2322 3 необхо- димо вести учет операторов связи, действую- щих на каждой конкретной территории. На основании полученных данных возможно перспективное развитие групп оконечных средств оповещения с последующим включени- ем их в сценарии оповещения. Оба вопроса потенциально имеют решение с применением средств автоматизации. Взаимодействие между системами управления потоками Важным аспектом применения сценарного опо- вещения является вопрос своевременного пере- ключения систем управления транспортными потоками в режим, обеспечивающий беспре- пятственное движение по путям эвакуации, при этом с сохранением возможности ввода сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуа- ции. Таким образом, сценарии оповещения должны быть увязаны с формированием "зеле- ной волны" на путях эвакуации в безопасный район. Временные факторы Для разного времени суток, для будних дней или выходных и праздничных дней должны разрабатываться различные сценарии работы системы оповещения населения. Основу опове- щения населения в рабочее время должны составлять объектовые и локальные системы оповещения, создаваемые на предприятиях и в организациях. В нерабочие часы и дни наибо- лее эффективны оконечные средства оповеще- ния муниципальных систем оповещения, раз- мещенные на селитебных территориях. При составлении сценариев оповещения обяза- тельным является учет суточной и сезонной миграции населения, причем такой учет может быть в рамках как коррекции существующих сценариев, так и создания отдельных сценариев оповещения при наличии значительных разли- чий. Другим важным фактором, влияющим на скорость эвакуации, являются погодные усло- вия. Таким образом, при составлении сценари- ев оповещения необходимо учитывать задерж- ку между трансляциями сигналов оповещения между группами. Поведенческие факторы При определении сценариев оповещения целе- сообразно учитывать поведенческие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на действия населения при получении сигналов оповещения. Установленные нормативными документами сроки сбора на сборных эвакуа- ционных пунктах могут быть нарушены дей- ствиями отдельных лиц или групп. Тогда факти- чески формируемые людские потоки будут формироваться не по маршрутам эвакуации "исходная точка – СЭП – безопасный район", а иметь промежуточные точки, как правило на участке "исходная точка – СЭП". Это может стать мешающим фактором при реализации эвакуа- ции по маршрутам. Дополнительные факторы При составлении сценариев целесообразно учитывать планы перспективного развития городской инфраструктуры, а также проводить оценку темпа развития средств оповещения на анализируемой территории. При оценке охвата территории средствами оповещения учету под- лежит очередность объектов, вводимых в экс- плуатацию, и, как следствие, время начала работы систем оповещения населения на этих объектах. При реновации территорий необходимо учи- тывать, что объекты, подлежащие реновации, часто оснащены средствами оповещения и при их демонтаже смежная с ликвидируемым объектом территория может остаться неопо- вещенной. Моделирование сценариев оповещения Оповещение в крупных городах становится все более сложной задачей, зависящей от большо- го количества факторов. Применение циркуляр- ного оповещения может привести к возникно- вению существенных заторов на путях эвакуа- ции, а группового оповещения без предвари- тельно проработанных сценариев и их автома- тизации – к нарушению сроков доведения сиг- налов оповещения до населения. Данная ситуа- ция осложнена практически нулевой возмож- ностью реальных испытаний прототипов сцена- риев оповещения. Для решения этой проблемы необходимо использование метода моделирования сцена- риев оповещения, которое целесообразно начать с оценки состояния и зон покрытия действующих средств оповещения, и на осно- вании полученных данных оценивать избира- тельность системы оповещения. n www.secuteck.ru февраль – март 2021 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 3 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400065402/ 2022 15–17 Реклама

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw