Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 Д еятельность рабочей группы, созданной при минэнерго России, началась с подготовки изменений в Федеральный закон № 256 "О без- опасности объектов топливно-энергетического комплекса". Планируемые изменения приведут основополагающий документ по безопасности объектов ТЭК в соответствие с современной обстановкой. В дальнейшем, опираясь на обновленный закон, продолжится работа по изменению существующих и разработке новых подзаконных актов, необходимость которых диктует время. итогом станет наличие совре- менной законодательной базы, отвечающей всем вызовам нашего времени. В целом система физической защиты объекта ТЭК законодательно определена и на подав- ляющем большинстве объектов создана. Одна- ко мы видим много проблемных вопросов, которые необходимо обсудить и учесть в новых подзаконных актах. На наш взгляд, их можно сгруппировать в четыре больших раздела: 1. Персонал физической защиты. 2. Комплекс организационных, административ- ных и правовых мероприятий. 3. инженерно-технические средства охраны. 4. Работа в субъектах Российской Федерации. Персонал физической защиты Большой проблемой является отсутствие базо- вой системы подготовки сотрудников служб безопасности, осуществляющих физическую защиту объектов ТЭК (на должности набирают- ся пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, но в подавляющем боль- шинстве существующие курсы повышения ква- лификации предназначены для изучения орга- низации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню. Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объ- екте ТЭК. В постановлении № 458 имеется поня- тие "сотрудник службы безопасности", но коли- чественные ориентиры нигде не прописаны. государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК под- разделениями охраны осуществляется не в пол- ной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделе- ния, которые работают с этими системами. Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФгУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физиче- ской подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно прора- ботанный подход к решению данных вопросов в зависимости от значимости объекта ТЭК. В этом направлении предлагается внести сле- дующие изменения: 1. Организовать в профильных высших учеб- ных заведениях подготовку специалистов по безопасности. Образование возможно в очной и заочной форме, чтобы специалисты учились не по отдельным курсам для выполнения определенных задач и мероприятий, а в целом получали базовые знания по орга- низации антитеррористической защищенности объектов ТЭК. СПЕЦПРОЕКТ БЕЗОПаСНОСТь ОБъЕКТОВ ПРОмышлЕННОСТи, НЕФТЕгаЗОВОгО СЕКТОРа и ЭНЕРгЕТиКи 1. Заказчиком не указывается класс объекта в зависимости от вида и размеров ущерба, кото- рый может быть нанесен объекту в соответствии с требованиями п. 6 СП 132.13330.2011 для объектов производственного назначения, для зданий и сооружений, входящих в инфраструк- туру линейного объекта. 2. Заказчиком не указывается категория объекта в зависимости от степени потенциальной опас- ности объекта топливно-энергетического ком- плекса или сведения о том, что объект не под- лежит категорированию. 3. Заказчиком указывается класс объекта в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту в соответ- ствии с требованиями п. 6 СП 132.13330.2011 для линейных объектов. 4. В задании на проектирование, техническом задании на проектирование отсутствуют требова- ния к инженерно-техническим средствам охраны. 5. Отсутствуют проектные решения, обеспечи- вающие выполнение требований п. 8 СП 132.13330.2011. 6. Отсутствуют проектные решения, описание и обоснование проектных решений при реализа- ции требований, предусмотренных ст. 8 Феде- рального закона "О транспортной безопасности" для объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав объекта ТЭК. Наличие объектов транспортной инфраструктуры в составе объекта ТЭК Необходимо обратить внимание на то, что если в состав объекта ТЭК входит объект транспортной инфраструктуры (тоннели, эстакады, мосты, мор- ской терминал, участки железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществ- ляются подача и уборка вагонов с грузами повы- шенной опасности, участки железнодорожных путей, примыкающие к железнодорожным путям, на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное сообщение, судоходные гидротехни- ческие сооружения), то требования по транспорт- ной безопасности для них определены Федераль- ным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объ- ектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строи- тельства, утвержденными постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418, и другими постановлениями Правительства Российской Федерации в области транспортной безопасности. На рубеже 2020 и 2021 гг. произошли изменения законодательства в области транспортной без- опасности. Постановлением Правительства Рос- сийской Федерации от 26 октября 2020 г. №1742 были отменены многие ранее действующие доку- менты в области транспортной безопасности. В конце 2020 г. были утверждены и вступили в силу новые постановления правительства в обла- сти транспортной безопасности. Необходимо учи- тывать эти изменения при разработке заданий на проектирование и проектной документации. n www.secuteck.ru февраль – март 2021 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Андрей Чеховский Руководитель Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО" Олег Сухин Главный эксперт Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО" Защита объектов ТЭК: нужны перемены! В начале 2020 г. при Минэнерго России сформирована рабочая группа по совершен- ствованию мероприятий в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, в состав которой вошли представители десятков ведущих компаний отрасли. Основная цель группы – переработать все нормативные акты, регулирующие организацию безопас- ности объектов ТЭК

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw