Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 33 Николай Махутов Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член ВАНКБ и АПК, профессор Академии военных наук Андрей Демидюк Научный руководитель ООО "РУБЕЖ-ИНЖИНИРИНГ", д.в.н., профессор, действительный член Академии военных наук Антон Прокопчук Начальник центра информационных технологий связи и защиты информации ГУ МВД России по г. Москве Алексей Авдонов Генеральный директор ООО "Интерправо Инвест" Леонид Балановский Руководитель подразделения ГАУ "МосжилНИИпроект" В связи с развитием промышленной и транс- портной инфраструктуры в полярных регио- нах возросла необходимость в обеспечении безопасности комплексных, многофункцио- нальных объектов, характеризующихся боль- шим количеством распределенных элементов сложной функциональности и интеграции со смежными инженерно-техническими подсисте- мами и каналами связи. Безопасность таких критически и стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры и топливно- энергетического комплекса, отнесенных указом президента Рф и постановлениями Правитель- ства Рф к категории высокорисковых, для при- родных, техногенных и социальных сфер является одной из важнейших составляющих общественной безопасности. Какие объекты транспортной инфраструктуры относятся к сложным? анализ реализации нормативных требований безопасности показывает, что в первую очередь системами комплексной безопасности должны оснащаться объекты тех отраслей в полярных регионах, которые имеют нормативную базу для создания таких систем, там, где деятель- ность в этом направлении жестко контролиру- ется государственными органами. нормативная база для решения проблем без- опасности сформировалась наиболее полно в соответствии с фз-16 от 09.02.2007 г. "О транс- портной безопасности" и фз-256 от 21.07.2011 г. "О безопасности объектов ТэК". Для обеспечения надлежащего уровня безопас- ности таких объектов необходимо разработать практические меры обеспечения безопасности для каждого объекта или группы объектов на основе проведения анализа их уязвимости. эта работа проводится в соответствии с федераль- ным законом фз-16 от 09.02.2007 г. "О транс- портной безопасности" и постановлением Пра- вительства Рф от 16 июля 2016 г. № 678 "О тре- бованиях по обеспечению транспортной без- опасности, в том числе требованиях к антитер- рористической защищенности объектов (терри- торий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств мор- ского и речного транспорта". наиболее сложные объекты транспортной инфраструктуры (ОТи) в данном случае, соглас- но ст. 1 п. 5 фз-16 от 09.02.2007 г. "О транс- портной безопасности", – это "искусственные острова, установки и сооружения, в том числе созданные на основе морских плавучих (пере- движных) платформ, расположенные во внут- ренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Рф". Такие слож- ные объекты, как морские стационарные плат- формы (мСП), являются точками повышенных комбинированных, интегрированных рисков и требуют комплексного подхода к внедрению современных распределенных систем ком- плексной безопасности. К основным направле- ниям формирования эффективных систем без- опасности сложных объектов относятся: l обеспечение адекватности систем безопасно- сти сложных объектов угрозам; l разработка систем безопасности, обеспечи- вающих защиту от возможных угроз; l обеспечение требований по защищенности самой системы безопасности сложных объ- ектов. Приоритет на информационной безопасности Особую актуальность приобретает проблема защиты мСП от проведения анв или теракта с использованием единого информационного пространства, поскольку для функционирова- ния и управления такими сложными объектами информация играет ключевую роль в обеспече- нии анализа ситуации в реальном масштабе времени и принятия обоснованного решения для эффективного управления технологическим оборудованием объекта и его системами без- опасности. Современные информационные и телекоммуникационные системы и сети посред- ством сбора, обработки, анализа и распределе- ния информации дистанционно с материка обеспечивают реализацию информационной технологии поддержки принятия решений и виртуализацию управленческих процессов, поскольку система обеспечивает обмен инфор- мацией между руководителями субъектов и ОТи независимо от их местоположения. Единое информационное пространство позво- ляет лицу, принимающему решения, понять и оценить ситуацию в реальном масштабе време- ни, определить порядок действий и довести его до персонала объекта и сил безопасности. Поэтому самыми уязвимыми компонентами инфраструктуры являются телекоммуникацион- ные сети, а обеспечение их информационной безопасности должно стать одним из приори- тетных направлений. Уязвимость телекоммуникационной сети плавучих платформ во время гибридной войны и нефтяного кризи- са среда информационного обмена для любых объектов транспортной инфраструктуры и топ- ливно-энергетического комплекса как стратеги- чески и критически важных для Рф кардиналь- но меняется и трансформируется во враждеб- ную, характеризуемую широким спектром угроз несанкционированного доступа к информации. это обуславливается бескомпромиссностью информационной войны и антагонизмом пре- следуемых ею целей, динамичностью информа- ционной среды, широким применением ранее считавшихся запрещенными приемов и мето- дов разрушения информации или ее подмены ложной. в этих условиях, если безопасность телекоммуникационной сети не будет гаранти- рованно обеспечена, она станет бесполезной для принятия управленческих решений. При нарастании уровня угроз обеспечение без- опасности телекоммуникационной сети плавучих платформ становится сложной и многогранной проблемой, так как беспроводные сети не только уязвимы для атак, но и содержат явные и вторич- ные признаки пользователей, что позволяет нару- шителям – реализаторам анв добывать важную www.secuteck.ru февраль – март 2021 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь ОБъЕКТОв ПРОмышлЕннОСТи, нЕфТЕгазОвОгО СЕКТОРа и энЕРгЕТиКи А нтагонистическая окружаю- щая сетевая среда предполагает новые информационные угрозы, которые ранее не были свой- ственны телекоммуникационным сетям, например компрометацию узлов связи Формирование систем безопасности сложных объектов в полярных регионах В нашей стране происходит переоценка роли полярных регионов, что базируется на научных исследованиях академических и государственных научных центров. Являясь уникальным регионом, обладающим крайне суровыми климатическими условиями и при этом колоссальными количествами неразработанных энергоресурсов, Аркти- ческая зона представляет собой наиболее перспективное направление для роста сырьевой экономики страны

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw