Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 37 целях размещения каким бы то ни было спосо- бом на критическом элементе ОТи и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТи и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТи и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. 8. Угроза блокирования – возможность созда- ния препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функцио- нирование ОТи, угрожающего жизни или здо- ровью персонала, пассажиров и других лиц. 9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТи и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. Слабые места в нормативном регулировании Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэро- портов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совершенствование механиз- ма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматиче- ски подразумевает увеличение ассигнова- ний на подобные цели, разработку и реали- зацию программ подготовки спецподразде- лений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфра- структуры 2 . в настоящее время городской пассажирский автомобильный транспорт обладает высокой степенью децентрализации управления, с необоснованно большим количеством хозяй- ствующих субъектов, многие из которых харак- теризуются малым количеством подвижного состава, низкой производственно-технической культурой, не позволяющей должным образом организовать подготовку и осуществить процесс перевозки. Безопасности и качеству перевозок этими хозяйствующими субъектами не уделяет- ся должного внимания 3 . Анализ действующих угроз Компетентными причастными органами рас- смотрены самые возможные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмеша- тельства на транспортном комплексе. некото- рые из угроз являются наиболее привлекатель- ными для достижения целей нарушителей. вме- сте с тем, если учитывать текущий уровень информационных технологий и условия сани- тарно-эпидемиологической обстановки, кото- рые уже никому не кажутся временным явлени- ем, данный перечень угроз должен быть актуа- лизирован, а главное – не быть типовым для каждого вида транспорта. Прежде чем рассмотреть возможные новые угрозы транспортной безопасности, постараем- ся понять, какие из уже действующих являются актуальными и незаменимыми. Угрозы 1–3 весьма актуальны в силу анализа террористических актов прошлых лет. несмотря на широкий спектр принимаемых мер по обес- печению транспортной безопасности и антитер- рористической защищенности, данные угрозы остаются одними из наиболее опасных и слож- ных для предотвращения. При этом в межве- домственном приказе взрыв и обстрел рассмат- риваются в качестве единой угрозы, что, по мнению автора, не совсем верно. Стоит также отметить, что угроза захвата представлена толь- ко в отношении ОТи и ТС, но формально не применима к возможной угрозе захвата персо- нала и угрозе захвата пассажиров, которые могли бы стать двумя самостоятельными угро- зами. Угроза 4 не так распространена на практике в связи со сложностью ее реализации и риском недостижения конечных целей для нарушите- лей. Однако не стоит забывать про террористи- ческий акт с применением отравляющего веще- ства зарина, произошедший 20 марта 1995 г. в токийском метро. По разным данным, погибло от 10 до 12 человек, более 5 тыс. человек полу- чили отравления различной степени тяжести. Угрозы 5–7 сопряжены с критическим элемен- том и возможностью его захвата или разруше- ния. Критический элемент ОТи и/или ТС – это строения, помещения, конструктивные, техно- логические и технические элементы ОТи или ТС, акт незаконного вмешательства в отноше- нии которых приведет к полному или частично- му прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций. Если применять данные угрозы в отношении автомобильного городского наземного транс- порта, то их актуальность и востребованность вызывает вопросы, поскольку де-юре критиче- ские элементы на автовокзале могут быть уста- новлены, а де-факто отсутствуют, что еще раз подтверждает мысль о том, что перечень угроз должен быть актуализирован для каждого вида транспорта. Угрозы 8–9 в отношении городского автомо- бильного транспорта применяются нечасто, однако технически более реализуемы в сравне- нии с любым другим видом транспорта. Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористи- ческой защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и много- гранном анализе потенциальных угроз. Объ- ективность и своевременность анализа позво- ляют выбирать наиболее правильное направле- ние для каждого объекта в отдельности, с даль- нейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту 4 . Теперь рассмотрим новые возможные угрозы транспортной безопасности, которые пока не имеют юридической основы. Смешанные угрозы Перечисленные выше угрозы, безусловно, важны для рассмотрения и неслучайно были приняты компетентными органами. Каждая угроза при проведении оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТи и ТС предусматривает ком- плекс мер по предотвращению данной конкрет- ной угрозы. Однако на практике сценарий тер- рористического акта может предусматривать, а также включать в себя одновременно несколь- ко угроз. именно поэтому важно, чтобы транс- портный комплекс оказался готов к отражению подобного типа угроз. Угрозы эпидемиологического характера Пандемия – один из тех современных мировых вызовов, которые сегодня представляют собой глобальную угрозу всему человечеству. Обра- www.secuteck.ru февраль – март 2021 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь ОБъЕКТОв ПРОмышлЕннОСТи, нЕфТЕгазОвОгО СЕКТОРа и энЕРгЕТиКи Бесхозный подозрительный предмет Зариновая атака в Токийском метро, 20 марта 1995 г. 2 Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117. 3 Якунина Н.В. Совершенствование методологии определения структуры подвижного состава городского пассажирского автомобильного транспорта // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 13–19. 4 Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 6–10.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw