Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022

февраль – март 2022 www.secuteck.ru ДОСМОТРОВЫЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 96 Человеческий фактор При проведении досмотра имеет немаловаж- ное значение и человеческий фактор. Сотруд- ники службы досмотра – лицо предприятия, они первые, кого видят пассажиры при входе на объект. От их умелой работы и грамотной эксплуатации технических средств досмотра зависит и общее состояние защищенности объ- екта, а также корректная работа досмотровой техники. Места размещения По-разному обстоит дело с местом размещения досмотровой техники на различных видах транспорта. Самая сложная ситуация на объ- ектах метрополитена: подобрать место для раз- мещения зоны досмотра непросто, так как мно- гие станции, особенно старой постройки, пред- ставляют собой индивидуальные объекты, имеющие историческую и архитектурную цен- ность. Учитывая дефицит свободных площадей в вестибюлях, по каждой станции приходится принимать индивидуальные технические реше- ния. При этом важно обеспечить необходимую пропускную способность станций, особенно в часы пик, и не парализовать их работу 4 . Так или иначе, досмотр – это неотъемлемый атрибут современного транспорта, а качество применяемого досмотрового оборудования многое говорит об отношении того или иного субъекта транспортной инфраструктуры к вопросам обеспечения безопасности своего объекта и пассажиров. Во многих странах мира надежное обеспечение транспортной безопас- ности стало одной из самых актуальных задач 5 . Процедура сертификации Органом по сертификации ТС ОТБ в части тех- нических средств и систем досмотра определе- но ФГУП "Научно-технический центр "Орион" ФСБ России, саму процедуру сертификации осуществляет ФГКУ "Войсковая часть 68240" (всего один орган в России). Пройти сертификацию и получить сертификат необходимо: l компаниям, которые производят рентгенов- ские установки, аппаратуру радиационного контроля, металлодетекторы; l организациям, в собственности которых есть ЛДУ, металлодетекторы. Сертификация происходит на основании реаль- ных испытаний оборудования. В соответствии с протоколом испытаний орган по сертификации ФГКУ "Войсковая часть 68240" проводит рабо- ты по сертификации по одной из схем (схема № 1, № 2, № 3 или № 4). К видам оборудования, которые подлежат обя- зательной сертификации ФСБ, относятся: l аппаратура радиационного контроля; l газоаналитическая и химическая аппаратура; l металлодетекторы; l рентгенотелевизионные установки; l ТССД, не относящиеся к указанным; l алгоритмы детекции; l аппаратно-программные средства (АПС) детекции (кроме видеокамер со встроенной аналитикой); l АПС детекции (видеокамеры со встроенной аналитикой); l алгоритмы идентификации; l АПС идентификации; l алгоритмы обнаружения тревожных ситуаций; l АПС обнаружения тревожных ситуаций. Для прохождения процедуры сертификации необходимо предоставить пакет документов: l заявку; l ТУ (технические условия) на серийно выпус- каемые средства досмотра; l паспорта или формуляры оборудования; l эксплуатационные документы на средства досмотра (техническое описание, инструкции по монтажу и эксплуатации, регламент техоб- служивания); l сертификаты или декларации соответствия требованиям электромагнитной совместимо- сти и безопасности. Правила сертификации Безопасность транспорта и перевозочного процесса – важнейший критерий высокого уровня транспортного обслуживания 6 . В современном мире, где ежедневно про- исходит перемещение сотен миллионов человек с помощью различных видов транс- порта, вопросу обеспечения транспортной безопасности уделяется особо пристальное внимание 7 . Поэтому и сертификации техни- ческих систем и средств безопасности прида- ется столь большое значение. При проведении обязательной сертификации серийно выпускаемых ТС ОТБ и партий ТС ОТБ, в том числе установленных на объектах транспортной инфраструктуры, орган по сер- тификации должен осуществить отбор образ- цов для проведения сертификационных испытаний. Выборка образцов из партии ТС ОТБ, указан- ных в заявке, проводится в соответствии с разработанной органом по сертификации ФГУП "НТЦ "Орион" методикой отбора образ- цов ТС ОТБ. Количество отбираемых образцов определяется следующим образом: l при численности партии от 2 до 50 единиц изделий случайным образом отбираются 2 образца; l при численности партии от 51 до 100 единиц изделий случайным образом отбираются 3 образца; l при численности партии более 100 единиц изделий случайным образом отбираются 4 образца, более 200 – 5 образцов, более 300 – 6 образцов и т.д. При обязательной сертификации ТС ОТБ при- меняются следующие схемы сертификации. l Схема № 1 – при сертификации единичных образцов технических средств ОТБ по заявке заявителя. Предусматривает сертификацион- ные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия выда- ется только на сертифицируемый единичный образец. l Схема № 2 – при сертификации партии ТС ОТБ по заявке заявителя. Предусматривает сертификационные испытания образцов, взя- тых у заявителя из этой партии. Сертификат соответствия выдается только на сертифици- руемую партию. l Схема № 3 – при сертификации серийно выпускаемых ТС ОТБ по заявке заявите- ля. Предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и предварительную проверку производ- ства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия ТС ОТБ. l Схема № 4 – при сертификации ТС ОТБ, установленных на ОТИ или ТС, по заявке заявителя. Предусматривает сертифика- ционные испытания образцов на ОТИ или ТС. Досмотровое оборудование в метро 4 Швецов А.В. Транспортная безопасность метрополитена // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2015. № 4 (2015). С. 72–77. 5 Швец О.В., Симонова О.В., Зливко А.П. Транспортная безопасность в современном мире // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. Section 11. С. 114–116. 6 Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. С. 81–92. 7 Александров А.Н., Гундаров А.В. Транспортная безопасность: учебник БелЮИ МВД России им. И.Д. Путилина. 2017. С. 326.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw