Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 121 ции. Интересная лазейка: 152-ФЗ "О персональ- ных данных" технически не нарушен, так как с абонентов берется согласие на рассылку сообще- ний при заключении договора на обслуживание. Причем, как показала практика, такие услуги по таргетированию и рассылкам целевым клиентам сотовые операторы публикуют официально, как свою легальную услугу, на своих сайтах. Кто-нибудь наверняка подумает: ну молодцы они, что нашли лазейку и зарабатывают. Возможно, только они зарабатывают путем порчи репутации других компаний, клиенты которых, возможно, не захотят с ними работать после такой спам-атаки или уйдут к конкурентам из тех же ссылок. При этом поток спама у них не прекратится еще долгое время. Если рассматривать полученную схему со стороны, то это замкнутый круг, где сотовый опе- ратор получает прибыль за счет лазейки, агрега- тор – от компании (за размещение логотипов и ссылок на своих лендинг-страницах), но при этом делает таргетированные рассылки через сотового оператора и получает выгоду от других компаний, с которыми у него договор. В такой ситуации здо- ровая конкуренция просто "выходит из зала", если ты не участвуешь в этой схеме и не платишь агре- гатору. А компания при этом платит очень боль- шие деньги сотовым операторам за отправку своих автоматических сообщений клиентам. То есть и деньги платишь всем, и остаешься винова- тым, по мнению клиента. Скажите, разве это спра- ведливо? Когда я учился в университете на курсе инфор- мационной безопасности, один старенький преподаватель несколько раз повторял нам такие слова: "Не каждый злоумышленник нару- шает закон. И скорее всего потому, что считает: то, что не запрещено, разрешено". С каждым годом работы в этой области все лучше пони- маю смысл этого высказывания. Как минимизировать риски срабатывания таргета В качестве рекомендаций по итогам расследо- вания я могу предложить следующие варианты, направленные на снижение конверсии в рамках срабатывания того или иного таргета. Это тот минимум, который можно предложить компа- ниям, оказавшимся в похожей ситуации: l использовать для информирования хотя бы части клиентов (например, делающих заявку через мобильное приложение) отправку текс- та не через СМС-сообщения, а через push- уведомления (уменьшается взаимодействие с клиентами через сотовых операторов); l изменять текст сообщения (с использованием латинских букв и символов) таким образом, чтобы снизить вероятность срабатывания триггера (временная мера, но может помочь); l заменить систему рассылки СМС-сообщений на аналогичную (возможно временное сниже- ние конверсии за счет изменения отправителя); l обсудить вопрос с агрегаторами, написать юридическую претензию. В заключение хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, единственным решением данной пробле- мы является законодательный запрет на подоб- ное теневое обогащение информации о клиентах компании путем таргетирования. Я думаю, что описанный мною пример в полной мере показал, какие риски это несет для организации и кто в данном случае является "потенциальным зло- умышленником". По крайне мере, когда вы в сле- дующий раз получите спам-рассылку через СМС- сообщения, вы сможете сделать правильные выводы о том, какие действия ее инициировали, кто непосредственно за ней стоит и кому в наи- большей степени она выгодна. n www.secuteck.ru февраль – март 2022 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru С истемы искус- с т в е н н о г о интеллекта (ИИ) все больше входят в нашу жизнь. Рас- смотрим несколько новейших достиже- ний в этой сфере. Самая большая нейронная сеть Microsoft и Nvidia объявили, что они обучили самую большую и функциональную нейронную сеть. Датасет называется Megatron, он пример- но в 2,5 раза крупнее последней версии всем известной GPT-3 и содержит 530 млрд пара- метров. Замечу, что человеческий мозг содер- жит около 80 млрд нейронов. Конечно, нельзя напрямую сравнивать математическую модель нейрона и живую клетку, но тем не менее мас- штабы сложности систем уже сопоставимы. Хотя удивительно, как оптимально работает природа: человеческому мозгу достаточно 20 ватт, а существующие нейросети требуют для работы мощности всего дата-центра и небольшой электростанции. ИИ-программист Компания DeepMind (принадлежит Google) совместила два инструмента машинного обучения Codex AI и Alpha Code и отправила этого ИИ-программиста участвовать в сорев- нованиях по программированию. Специалисты из DeepMind утверждают, что их алгоритм достиг уровня среднестатистического программиста и вошел в 54% из 5 тыс. участ- ников в выборке из 10 соревнований. Риски автоматизации интеллектуального труда Если ХХ век был веком автоматизации физи- ческого труда, то XXI век – это век автомати- зации интеллектуального труда. И эти люди, в первую очередь работающие с текстами, например юристы, писатели, поэты и в том числе и программисты, будут все больше и больше сталкиваться с конкуренцией со сторо- ны алгоритмов. При этом в наибольшую зону риска попадают молодые специалисты, кото- рые занимаются низкоквалифицированной работой, которую относительно легко автома- тизировать. А это грозит тем, что постепенно, с уходом на пенсию высококвалифицирован- ных сотрудников, у нас не будет кадрового резерва для их замены и нарушится естествен- ная смена поколений. ИИ в медицине: нейросеть ставит предварительный диагноз В подтверждение вышесказанного – интерес- ная новость, опубликованая на портале мэра Москвы, о том, что в московских поликлини- ках уже более года работает система поддерж- ки принятия врачебных решений. За 2021 г. с помощью сервисов на основе искусственного интеллекта врачи поставили более 3 млн пред- варительных диагнозов. "Сервис помогает анализировать жалобы пациентов и таким образом экономит время и повышает точность диагностики. После поста- новки диагноза система также помогает авто- матически сформировать направления на диагностику, благодаря чему врач в 10 раз сокращает время на оформление назначе- ний" – сообщили в пресс-службе комплекса социального развития Москвы. Проанализировав жалобы, внесенные врачом в систему на приеме, цифровой помощник предлагает терапевту выбрать один диагноз из трех наиболее вероятных, при этом не ограничивая решение врача. Терапевт может использовать вариант диагноза, предложен- ный искусственным интеллектом, или поста- вить собственный. Развитие цифровых серви- сов уменьшает рутину в работе врачей и обра- щает их внимание на важные детали в анам- незе пациента, которые можно было не заме- тить без анализа нейросети. Сервис позволяет также избежать повторного назначения на одно и то же исследование. Я думаю, что дальнейшее развитие этой системы и обучение ее на больших объемах реальных данных позволит оцифровать опыт лучших вра- чей, а масштабирование в рамках всей страны позволит подтянуть на местах качество меди- цинской помощи до столичного уровня. n Алексей Коржебин Эксперт редакции журнала "Системы безопасности" КОЛОНКА ЭКСПЕРТА Системы искусственного интеллекта в нашей жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw