Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 122 Т ермином "VUCA-мир" обозначается неопре- деленность и быстрая изменчивость всех явлений в нашей действительности. Это стрес- совый, постоянно меняющийся мир, в котором к бизнесу и человеку предъявляются жесткие требования по объему обрабатываемой и усваиваемой информации, без которой невоз- можна выработка действенной стратегии. Аббревиатуру VUCA составляют слова: l volatility – нестабильность, изменчивость; l uncertainty – неопределенность; l complexity – сложность; l ambiguity – неясность, неоднозначность, дву- смысленность. Понятие "VUCA-мир" впервые было использо- вано в 1987 г. для описания состояния мировой экономики, политического устройства после эпохи холодной войны. Считается, что именно в это время старый простой и предсказуемый период развития цивилизации закончился, началось резкое развитие технологий и расши- рение информационного поля. Быстроизменяющаяся окружающая бизнес- среда вынуждает предприятия менять страте- гию и систему управления бизнесом для того, чтобы соответствовать текущей и, что более важно, будущей возможной рыночной конъ- юнктуре. Изменчивость и гибкость внутренних бизнес-процессов позволяют опередить конку- рентов, а даже небольшое преимущество в эпоху быстрых перемен дает возможность завоевать новые рынки и выйти в лидеры. Вызовы VUCA-мира требуют от руководителей бизнеса сместить внимание в сторону иннова- ций, развития коммуникаций, маркетинга и интеллектуального капитала организации. VUCA-стратегия для бизнеса Многие стратегии прошлого были хорошо при- способлены к понятному и предсказуемому SPOD-миру (steady – устойчивый, predictable – предсказуемый, ordinary – простой, definite – определенный). Новая действительность – VUCA-мир требует новых решений, новых инструментов, новых компетенций. Для адапта- ции к новым реалиям компании должны использовать VUCA-стратегию, основанную на следующих направлениях: 1. Vision. Формирование видения, на которое руководители компаний будут опираться при выработке ответов на резкие изменения биз- нес-среды. Видение включает в себя посто- янную коммуникацию с партнерами и сотруд- никами, донесение до них смысла поставлен- ных целей, согласование действий участников процессов для решения текущих и будущих задач. Оно позволяет всей компании и ее парт- нерам сфокусироваться на достижении целей и принимать решения об изменении быстрее, чем это было бы возможно при использовании луч- ших старых практик. 2. Understanding. Принятие изменений как неизбежных и необходимых атрибутов совре- менного мира. 3. Сlarity. Прояснение целей, отбрасывание лишнего для достижения целей компании. Использование системного мышления для пре- образования процессов и коммуникации. 4. Аgility. Оперативность и смелость в принятии решений и проведении изменений, без которых предприятие попадет в когорту отстающих и догоняющих и никогда не станет лидером. Быстрая адаптация к изменениям – один из залогов успеха в VUCA-мире Для того чтобы стать лидером в VUCA-мире или даже просто выжить, предприятиям нужно соз- дать принципиально иную корпоративную куль- туру и модель управления. Обновленная компа- ния должна стать быстро адаптирующейся к новым требованиям рынка, обладать способ- ностью извлекать прибыль из проблемных ситуа- ций и любых изменений рынка. Для быстрой адаптации к изменениям руководители компа- ний просто обязаны наладить эффективную обратную связь между сотрудниками, партнера- ми, клиентами, государственными органами. Высокая адаптивность компании невозможна без делегирования лидерства от руководителя организации на уровень функциональных руко- водителей и даже, в ряде случаев, руководите- лям операционного уровня. Иными словами, формирование уникального человеческого ресурса, обладающего задатками лидерства и инициативностью, является принципиальным условием выживания и достижения успеха в условиях непредсказуемости. Основы корпоративной культуры компаний в VUCA-мире Компании смогут противостоять вызовам VUCA-мира, если сформируют корпоративную культуру, основанную на следующих принципах: 1. Values (ценности). Настоящие корпоративные ценности, в которых нашли отражение ценности людей, основавших компанию и работающих в ней. Эти ценности должны направлять руко- водителей и мотивировать сотрудников к ответ- ственности, продуктивности и нацеленности на результат. Использование ценностей, а не пра- вил как основы принятия решения позволит находить инновационные, нестандартные решения возникающих задач. февраль – март 2022 www.secuteck.ru Максим Каранкевич ИТ-директор ТД "БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ" VUCA-мир www.zen.yandex.ru Цифровая трансформация в промышленности Часть 1. VUCA-мир Мы живем в очень интересное время. Технологии устаревают, не успевая стать про- мышленным стандартом. Объем накопленной информации растет экспоненциально. Требования к скорости обработки информации человеком превышают способности обычных людей. Наступила эпоха постправды, в которой каждое сообщение нужно перепроверять. Мир очень быстро меняется. Такой мир называют VUCA-миром

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw