Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022
режима в Российской Федерации (ППР) 2 , кото- рые якобы легализовали возможность эксплуа- тации сверх срока службы, установленного про- изводителем. Остановлюсь и на подводных камнях этой легализации. Во-первых, ГОСТ 27.002–2015 "Надежность в технике. Термины и определения" устанавлива- ет, что срок службы – это календарная продол- жительность эксплуатации от начала эксплуата- ции объекта или ее возобновления после капи- тального ремонта до момента достижения пре- дельного состояния. Смею вас заверить, что под началом эксплуатации производитель будет понимать не дату монтажа блока на объект, а дату отгрузки блока со своего склада по вашей заявке. Эти "цветочки" больше для случая воз- врата по гарантии. "Ягодки" – ниже. Во-вторых, рассмотрим случай выполнения п. 54 ППР-2020 на практике, когда система отлажена, надежно работает, а срок службы истек. Алгоритм действий в целом понятен: "правообладатель объекта защиты обеспечива- ет ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаро- тушения до их замены в установленном поряд- ке". Добавлю следующие полезные пункты к этому алгоритму: 1. Испытания проводят обученные специалисты при наличии лицензии (по разделам Приложе- ния 3 ) у организации, проводящей испытания. 2. В испытаниях обязательно принимает участие технически грамотный представитель организа- ции-заказчика. 3. Испытания СПА, согласно ФЗ-99 в редакции 2021 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", не требуют наличия лицензии у соискателя проведения испытаний или аккре- дитации в Ростехнадзоре, если речь идет только не о взрывозащищенном оборудовании. 4. Пока для исполнителей оставлено право самостоятельного принятия решения на вид испытания, для проведения работ по методи- кам производителя, в качестве КПА рекомен- дую применять: l мультиметр (желательно класса точности не ниже 1,0); l мегомметр (лучше на испытательное напря- жение 1000 В); l секундомер. При этом электромонтеры, проводящие испы- тания, должны иметь группу электробезопасно- сти не ниже 3-й. 5. Необходимо: l составить программу испытаний СПА; l провести испытания; l составить акт испытаний проверки работоспо- собности СПА; l заполнить протокол испытаний. Далее идет эксплуатация СПА в течение года с последующей отлаженной схемой проведения испытаний. В-третьих, рассмотрим случай выполнения рекомендаций нормативной документации и замены какого-либо блока СПА. Давайте сначала внимательно прочитаем подп. 16 о) 2 : "…запрещается проводить изменения, связан- ные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документа- ции, выполненной в соответствии с действую- щими на момент таких изменений нормативны- ми документами по пожарной безопасности". Это просто убийственный с экономической точки зрения подпункт для руководителей большого числа организаций жилого, гостинич- ного, медицинского, образовательного и "дет- ского" секторов: 1) подпункт распространяется на все системы противопожарной защиты (СПС, установки пожаротушения автоматические и автономные, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и т.д.); 2) речь идет о коренном преобразовании рынка СПС от безадресных СПС в сторону адресных систем, что повысит оперативность, достовер- ность, но кратно дороже; 3) если технический ресурс безадресной СПС (а это 10–12 лет) истек, то в идеале можно будет найти только модификацию таких же средств пожарной автоматики для своей без- адресной СПС. А дальше идет логическая цепочка, которая приведет вовсе не к внесению изменений в проект, а к разработке нового про- екта, но, согласно СП 484 4 , уже адресной СПС для вышеупомянутых секторов. Финальные наблюдения В заключение не могу обойти вниманием ряд замечаний к п. 54 ППР 2 : 1. ППР-2020 и ФЗ-123 не дают определение упомянутому в пункте термину "средства обес- печения ПБ и пожаротушения". 2. Под эксплуатацией разработчики ППР 2 , оче- видно, понимают работы, которые организует и проводит руководитель объекта для обес- печения, подчеркну, работоспособного состоя- ния этих средств, а не исправного. Это серьез- ная ошибка. Поясню различие: исправное состояние – это выполнение изделием основ- ных и второстепенных функций, а работоспо- собное состояние – выполнение только основ- ных функций. Автомобиль, прошедший техос- мотр, с глубокой царапиной на крыше – это работоспособный, но не исправный автомо- биль. 3. Необходимо сверять периодичность работ на СПА 2, 5 . 4. Вариант проведения капитального ремонта СПА у производителя с целью продления срока службы сразу на несколько лет – самый луч- ший. Но для этого в организации должен быть "дублер" СПА на время проведения ремонта. n Роль управляющих компаний в организации пожарной безопасности коммерческих объектов П осле начала эксплуатации объекта все задуманные, запроектированные и реали- зованные подходы и мероприятия начинают реально применяться на практике. И отвечает за их практическое применение, за жизнь и здоровье людей управляющая компания. Одна из существенных особенностей эксплуа- тации коммерческих объектов связана с тем, что бизнес по сути своей сфокусирован на извлечении прибыли и не готов вникать в про- блемы пожарной безопасности. Тенденция к снижению эксплуатационных затрат приво- дит к тому, что выбираются дешевые и, как правило, низкоквалифицированные подряд- чики, а штатные лица, ответственные за пожарную безопасность, пройдя курсы пожарно-технического минимума, не знают многих деталей и не в состоянии аргументи- рованно донести до руководства необходи- мость тех или иных затрат. Между тем именно управляющая компания несет ответственность за жизнь и здоровье людей, находящихся в здании, обеспечивает взаимодействие с собственниками и аренда- торами, представителями государственных органов, подрядных организаций и т.д. От управляющей компании требуется осу- ществление комплексного подхода к пожар- ной безопасности здания в целом. И обеспече- ние технической работоспособности систем противопожарной защиты – лишь одно из направлений этой работы. При эксплуатации здания управляющая компания обязана разра- ботать и обеспечить целый набор организа- ционных мер, направленных на предотвраще- ние пожаров и аварийных ситуаций. Немало- важным аспектом этой работы является при- менение административных мер воздействия к лицам, пренебрегающим требованиями пожарной безопасности и нарушающим их. Деятельность управляющих компаний в части пожарной безопасности – это не просто обслу- живание датчиков и обеспечение путей эвакуа- ции. Необходима разработка внутренних рег- ламентов и правил, которые описывают приме- нение действующих нормативных требований к конкретному объекту с учетом его особенно- стей. Именно комплексный подход к обеспече- нию пожарной безопасности с учетом админи- стративного давления на собственников и под- рядчиков позволяет поддерживать требуемый уровень безопасности на сложных объектах. О том, как обеспечить работоспособность систем противопожарной защиты, организо- вать контроль за противопожарным режимом и проведением огневых работ, минимизиро- вать число ложных срабатываний систем про- тивопожарной защиты и проч., читайте в статье руководителя группы систем безопас- ности Управляющей компании "Федерейшн Груп" (Башня Федерация) Дмитрия Стасевича (каталог "Пожарная безопасность" – 2022). 3 Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". 4 Свод Правил СП 484.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования. 5 ГОСТ Р 57974–2017. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования. февраль – март 2022 www.secuteck.ru 44 О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw