Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 88 С истема контроля и управления доступом (СКУД) имеет огромное значение в ком- плексе мер по обеспечению безопасности объ- ектов: позволяет защитить персонал, разграни- чить территорию по уровню доступа, осуществ- лять удаленный контроль за пропускным и внут- риобъектовым режимом. Важность СКУД СКУД – это совокупность мероприятий, обла- дающих технической, информационной, про- граммной и эксплуатационной совмести- мостью, направленных на ограничение и санк- ционирование доступа людей, транспорта и других объектов в помещения, здания, зоны и территории 1 . От эффективного функционирования транс- портного комплекса зависит поступательное социально-экономического развитие государст- ва. Кроме того, на транспорте сосредоточива- ется достаточно большое количество товарно- материальных ценностей, требующих своей охраны, а целый ряд грузов необходимо пере- мещать с соблюдением правил безопасности 2 . СКУД могут осуществлять контроль перемеще- ния людей и транспорта по территории охра- няемого объекта, обеспечивать безопасность персонала и посетителей, а также сохранность материальных и информационных ресурсов предприятия. Интерес к СКУД растет еще и потому, что наличие такой системы важно для эффективной работы предприятия 3 . Кроме того, СКУД является неотъемлемым эле- ментом комплексной системы безопасности предприятий и организаций 4 , а на объектах транспортной инфраструктуры наличие СКУД – обязательное условие. Требования к ее функ- циональным свойствам установлены действую- щим законодательством о транспортной без- опасности (постановление Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требо- ваний к функциональным свойствам техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности и Правил обязательной сертифика- ции технических средств обеспечения транс- портной безопасности"). Сегодня на транспорте принимают немало мер по обеспечению безопасности. Одна из них – разгра- ничение объекта на три различных сектора – тех- нологический, перевозочный и сектор свободного доступа, которые имеют между собой принципи- альное различие с точки зрения уровня доступа на конкретный участок территории. Именно СКУД во многом помогает решить эту нелегкую задачу, ограничить доступ, а также осуществлять удален- ное управление и контроль доступа. Вопрос безопасности всегда остро поставлен в обществе. Ее обеспечение с помощью совре- менных систем контроля управления доступом представляет собой одно из наиболее востре- бованных решений 5 . Процедура сертификации Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 было введено требование о сертификации устройств, оборудования и систем обеспечения безопасности. В перечень товаров, подпадающих под такие требования, входят СКУД. Чтобы сертифицировать такие устройства и комплексы, необходимо подтвер- дить соответствие их характеристик по поста- новлению № 969 и ГОСТ Р 51241–2008. В целях исполнения постановления Правитель- ства РФ от 26.09.2016 г. № 969 приказом министра внутренних дел Российской Федера- ции от 19.05.2017 г. № 297 органом по обяза- тельной сертификации технических систем управления доступом является ФКУ НПО "СТиС" МВД России. Под СКУД постановление № 969 понимает совокупность средств, предоставляющих или февраль – март 2022 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Линейка створчатых турникетов в Московском метрополитене СКУД на транспорте: "первая скрипка" в обеспечении безопасности персонала, территорий и ценностей Системы безопасности на транспорте призваны обеспечивать бесперебойность его работы, безопасность пассажиров и защиту интересов личности, общества и госу- дарства. На объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах используются различные технические системы и средства безопасности: оборудова- ние сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, интеллектуального видеонаблюдения, видеозаписи, аудиозаписи, связи, приема и передачи информации, оповещения, сбора и обработки информации. В этой статье мы рассмотрим систему контроля и управления доступом, требования к ее функциональным свойствам, кото- рые предъявляются действующим законодательством о транспортной безопасности, узнаем об органе сертификации и алгоритме самой процедуры сертификации 1 Михайлова А.А., Уманский С.А., Шустрова А.Н. Современные методы повышения эффективности СКУД // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. С. 53–56. 2 Зиганшин М.М. Транспортная безопасность как объект административно-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 41–57. 3 Максимов Р.Л., Рафиков А.Г. Разработка автоматической СКУД повышенной безопасности на базе типового решения СКУД BioSmart с использованием автоматного подхода // Вопросы кибербезопасности. 2015. № 5 (13). С. 73–80. 4 Грибова В.В. Защита персональных данных в системе контроля и управления доступом (СКУД) // Символ науки. 2016. № 12–2/2016. С. 62–64. 5 Махнева О.А. Биометрические системы контроля доступа. Преимущества распределенных систем и облачных решений. Стационарный биометрический комплекс в составе распределенной облачной системы // Наука, техника и образование. 2016. С. 60–64.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw