Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 90 Согласно требованиям законодательства уста- новленные на транспорте СКУД должны выпол- нять следующие основные функции: l открывание управляемых преграждающих устройств после считывания идентифика- ционного признака, доступ по которому раз- решен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал, или по команде оператора СКУД; l запрет открывания управляемых преграждаю- щих устройств после считывания идентифика- ционного признака, доступ по которому не раз- решен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал; l санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в средствах управления в составе аппаратных и программных средств и обеспечение их связи с зонами доступа (помещениями или террито- риями) и временными интервалами доступа; l защита от несанкционированного доступа к программным средствам средств управле- ния для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков; l защита технических и программных средств от несанкционированного доступа к элемен- там управления, установке режимов и инфор- мации в виде системы паролей и идентифи- кации пользователей; l сохранение настроек и базы данных иденти- фикационных признаков при отключении электропитания; l ручное, полуавтоматическое или автоматиче- ское открывание управляемых преграждаю- щих устройств для прохода при чрезвычай- ных ситуациях, пожаре, технических неис- правностях в соответствии с правилами уста- новленного режима и правилами противопо- жарной безопасности; l открытие или блокировка любых дверей, оборудованных системой и средствами конт- роля доступа, с рабочего места оператора системы; l автоматическое открытие определенных две- рей по пожарной тревоге; l автоматическое закрытие управляемых пре- граждающих устройств при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификацион- ного признака (кода); l закрытие управляемых преграждающих устройств на определенное время и выдача сигнала тревоги при попытках подбора иден- тификационных признаков (кода); l отображение на пульте оператора, регистра- ция и протоколирование текущих и тревож- ных событий; l возможность просмотра и печати протокола работы системы контроля доступа (действия оператора, системные события, проходы кли- ентов, тревоги и аварийные ситуации); l автономная работа считывателя с управляе- мых преграждающих устройств в каждой точке доступа при отказе связи со средствами управления в составе аппаратных и про- граммных средств; l возможность архивирования базы данных и просмотра архива в автономном режиме; l возможность распределения работников охра- няемого объекта по структуре предприятия для удобства работы с базой клиентов системы; l возможность идентификации работников и посетителей охраняемого объекта по фото- графиям из базы данных системы при прохо- де (проезде) через управляемые преграж- дающие устройства; l учет клиентов системы по типу пропусков: – постоянные пропуска (действуют все время работы клиента системы); – временные пропуска (действуют определен- ный срок и удаляются из системы автомати- чески по окончании этого срока); – гостевые пропуска (действуют одно посеще- ние). Эти требования нужно исполнять Одним из ключевых моментов при решении на разработку СКУД является компромисс между уровнем контроля персонала, зон доступа орга- низации и финансовыми, организационными затратами на введение в строй, обучение пер- сонала, эксплуатацию и поддержание в работо- способном состоянии СКУД. Естественное жела- ние заказчика – иметь полный контроль субъ- ектов и объектов организации, но, как правило, желаемое уступает вопросам финансирования и степень контроля понижается 8 . Так или иначе, СКУД на объектах транспорта по закону должна отвечать самым высоким требо- ваниям, не имея поправки на финансовые воз- можности предприятия. Считывающие устройства должны выполнять: 1) считывание идентификационного признака с идентификаторов; 2) сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе дан- ных средств управления в составе аппаратных и программных средств; 3) формирование сигнала на открывание управляемых преграждающих устройств при идентификации пользователя; 4) обмен информацией со средствами управления в составе аппаратных и программных средств. Средства управления в составе аппаратных и программных решений должны обеспечивать: l прием информации от считывающих устройств, ее обработку, отображение в задан- ном виде и выработку сигналов управления управляемым преграждающим устройствам; l ведение баз данных работников охраняемого объекта с возможностью задания характери- стик их доступа (кода, временного интервала доступа, уровня доступа и других); l ведение электронного журнала регистрации прохода работников охраняемого объекта через точки доступа; l приоритетный вывод информации о тревож- ных ситуациях в точках доступа; l контроль исправности состояния управляе- мых преграждающих устройств, считываю- щих устройств и линий связи. Конструктивно СКУД должны строиться по модульному принципу и обеспечивать: а) взаимозаменяемость сменных однотипных технических средств; б) удобство технического обслуживания и экс- плуатации, а также ремонтопригодность; в) исключение возможности несанкциониро- ванного доступа к элементам управления СКУД; г) санкционированный доступ ко всем элемен- там, узлам и блокам, требующим регулирова- ния, обслуживания или замены в процессе экс- плуатации. Что в результате? Напряженные международные отношения ведут к увеличению количества террористиче- ских актов на социальные значимые объекты. Для обеспечения безопасности объектов, под- верженных террористическим атакам, необхо- дим контроль всех аспектов безопасности. Осо- бую роль в этом играет система контроля и управления доступом 9 . Несмотря на общеобязательные требования законодательства, уровень выполнения норм по СКУД на объектах транспорта в нашей стране находится на разном уровне. Важно отметить, что человеческий фактор и уровень ответствен- ности тут совершенно ни при чем. Просто финансовые возможности внедрения совре- менных технических систем у всех разные. И ведь речь идет только лишь об одной из мно- жества систем охраны, установка которых обая- тельна. Намного более затратным является внедрение системы видеонаблюдения на объ- екте. В комплексе с грамотно инсталлированной системой видеонаблюдения система контроля и управления доступом способна принести неоценимую пользу 10 . Стоит упомянуть и про государственный феде- ральный надзор за соблюдением обязательных требований в области обеспечения транспорт- ной безопасности. Ведь если требования зако- ном установлены и есть люди, наделенные пол- номочиями выносить административные штра- фы за неустановку СКУД на объекте транспорта либо неисполнение конкретных требований, то почему бы этим правом не воспользоваться? Однако на передний план выходит квалифика- ция инспекторов, проводящих плановые, вне- плановые и рейдовые проверки. Чтобы оце- нить полноту исполнения закона в части осна- щения объекта СКУД или системой видеона- блюдения, необходимо быть как минимум тех- ническим специалистом или привлекать к про- ведению проверок таковых. Так или иначе, СКУД на транспорте – крайне сложная и интересная тема, чтобы говорить о ней столь однозначно. То, что она эффективна, не подвергается сомнению и подтверждается многими специалистами в области транспорт- ной безопасности. Она важна для защиты объ- екта любой сложности и должна быть частью интегрированной системы безопасности. n февраль – март 2022 www.secuteck.ru 8 Галанкин А.В., Чащин С.В. Структура системы контроля и управления доступом организации // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. № 4. С. 480–485. 9 Пятигин С.Ю., Усов С.П., Обрезкова В.Е. Недостатки турникетной системы контроля и управления доступом // Science Time. 2016. С. 193–197. 10 Сахбутдинов Р.М. Безопасность отрасли // Экспозиция Нефть Газ. 2008. № 4/Н (69). С. 26–27. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw