Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022
В недрение биометрических технологий в нашу жизнь происходит ускоренными темпами, они быстро совершенствуются, во многом за счет внедрения методов сверточных нейронных сетей. Среди основных направлений использования технологий на основе биометрии можно отме- тить следующие: 1. АДИС (в зарубежной печати AFIS) – автома- тизированная дактилоскопическая информа- ционная система. Основная задача: автомати- зация процесса установления личности по сле- дам рук, а также ведение автоматизированного криминалистического учета и, соответственно, внедрение автоматизированных дактилоскопи- ческих идентификационных систем. Комплексы АДИС, разработанные российскими компания- ми, функционируют не только в нашей стране, но и в Албании, Бангладеш, Боснии и Герцего- вине, Вьетнаме, Индии, Кубе, Нигерии, Казах- стане, Монголии, Республике Сербской, Сер- бии, Таджикистане, Туркмении, Турции, Узбеки- стане, Черногории, Украине, Латвии, Молда- вии, Киргизии, Сирии, Уругвае, Гватемале, Китае и др. 2. Биометрический эквайринг – бесконтактная безналичная оплата товаров и услуг через пла- тежные терминалы на кассе или у курьера с использованием только биометрических характеристик человека. Действуют опытные зоны в магазинах "Азбука вкуса", "Магнит", в сети пиццерий "Папа Джонс". В магазине поку- пателю будет достаточно посмотреть в камеру терминала, установленного на кассе, после чего система узнаёт его в лицо, применяет персо- нальные скидки и предлагает подтвердить спи- сание денег со счета одним нажатием. 3. Единая биометрическая система (ЕБС) – совместный проект Банка России и "Ростелеко- ма", направленный на сбор биометрической информации и ее использование для иденти- фикации пользователей финансовых услуг. Платформа была разработана по инициативе Минкомсвязи России и Центрального Банка, разработчик и оператор ЕБС – "Ростелеком". В конце 2021 г. приобрела статус государствен- ного информационного ресурса [1]. "С сего- дняшнего дня (с 30.12.2021 г. – Прим. автора) в России запускается государственная единая биометрическая система. Это большой шаг на пути достижения национальной цели "Цифро- вая трансформация", которую перед нами поставил президент страны", – заявил замести- тель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Предпринимаются попытки внедрить систему обеспечения безопасности массовых мероприя- тий с использованием биометрической иденти- фикации, в том числе через оформление элек- тронного паспорта болельщика (Fan ID). Биометрический паспорт Вместе с тем внедрение биометрии на транс- порте в настоящее время ограничивается в основном использованием биометрических паспортов. Биометрический паспорт [2] – государственный документ, удостоверяющий личность и граж- данство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей. Биомет- рический паспорт отличается от обычного тем, что в него встроена специальная микросхема, содержащая фотографию владельца и его дан- ные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также любые дополнительные сведения о владельце. Стандарты предусматри- вают возможность хранения в микросхеме спе- циальной биометрической информации, например рисунка радужной оболочки глаза или отпечатков пальцев. Предлогом для введения биометрических доку- ментов стали события 11.09.2001 г. в США. В 2002 г. представители 188 стран мира подпи- сали Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией иден- тификации для паспортов и въездных виз сле- дующего поколения. Правда, во многих странах систему биометри- ческих паспортов рядовые граждане оценивают крайне негативно, как систему тотального конт- роля, которую продвигают в интересах США. Перспективные направления использования биометрии в сфере транспортной безопасности Внедрение биометрии по другим направле- ниям транспортной безопасности пока в целом остается на уровне проектов и опытной экс- плуатации, хотя преимущества использования биометрических технологий здесь достаточно очевидны. В сфере авиаперевозок это сокра- щение времени предполетного контроля при регистрации пассажира на рейс. Биометрия особенно удобна для часто путешествующих авиапассажиров: распознавание их личности будет осуществляться по ранее зарегистриро- ванным биометрическим идентификаторам. Автоматический пограничный контроль также экономит время и силы людей при пересече- нии границы. Основные проекты применения биометрии в области транспортной безопасности в России 2018 год В российском международном аэропорту Шереметьево стартовал проект испытаний февраль – март 2022 www.secuteck.ru БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 92 Василий Мамаев Заместитель директора Некоммерческого партнерства "Русское биометрическое общество" Засветки затрудняют распознавание лиц в общественном транспорте Проблемы использования биометрии на транспорте Люди становятся все более мобильными, совершают все больше поездок, как дело- вых, так и личных. Однако в поездках им приходится тратить довольно много времени на различные процедуры, связанные с безопасностью, особенно в аэропортах и при пересечении границы. Биометрические технологии могут значительно упростить их прохождение как пассажирам, так и сотрудникам соответствующих служб www.choose901.com
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw