Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2022

мах. Так, в США, хотя такие программы являют- ся добровольными, растущие проблемы, свя- занные в целом с восприятием сканирования лиц, каким-то образом подорвали привлека- тельность программ добровольного досмотра. По результатам опросов (2019 г.), половина россиян не поддерживают создание Единой биометрической системы, они боятся слежки и не уверены в защите данных. Но треть опро- шенных людей не могут объяснить недоверие к системе. Следует также обратить внимание на диаграмму (рис. 1), составленную по данным, полученным по результатам опросов пассажиров в зарубеж- ных аэропортах – участвуют ли они в программе ускоренной проверки и пропуска путешествен- ников с использованием биометрии. Недоработки в нормативно-правовых актах Следующее ограничение – пробелы в законо- дательстве, или скорее недоработки в законах. Создав пакет нормативно-правовых актов о транспортной безопасности, ведомства, опре- деляющие эти законы, прежде всего решали свои проблемы. Однако, и это хорошо показал недавно проведенный форум "Технологии без- опасности" – 2022 [6], сегодня существуют как минимум две проблемы, которые приводят к необходимости совершенствования законов. Первое – это прогресс в сфере биометрии, при- водящий к появлению новых устройств и техно- логий и новых задач, например необходимости осуществлять защиту от атак на биометрическое предъявление. Второе – необходимость совер- шенствования законодательства, обеспечиваю- щего совместную работу разных аппаратно- программных комплексов (АПК) различных ведомств. Пример – взаимодействие систем видеоаналитики и распознавания лиц на транс- порте и в АПК "Безопасный город". Как было отмечено на X Всероссийской конфе- ренции "Транспортная безопасность и техноло- гии противодействия терроризму", требуется также совершенствование нормативного урегу- лирования порядка информационного взаимо- действия территориальных органов МВД Рос- сии на окружном и межрегиональном уровне с собственниками объектов транспортной инфра- структуры (железнодорожные и автовокзалы, аэропорты). Существует ряд вопросов и к постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональ- ным свойствам технических средств обеспече- ния транспортной безопасности и Правил обя- зательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", например в части наличия программ и методик испытаний при обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных непосредственно на объектах (по схеме сертификации № 4) [7]. Новые достижения биометрии Вместе с тем биометрия движется вперед, за последние пять лет характеристики биометри- ческих систем по результатам проведенных тех- нологических испытаний показали 10-кратное улучшение показателей. Разработчики сообщают, что повышение точно- сти идет за счет применения глубоких сверточ- ных нейронных сетей. Так, например, распозна- вание лиц значительно улучшилось, например стало возможным работать с алгоритмами, более терпимыми к изображениям низкого качества, в том числе плохо освещенными и неправильно ориентированными. Серьезным достижением последнего времени стало то, что алгоритмы правильно сопоставляют фотогра- фии с боковым видом (в профиль) с галереями фронтальных фотографий, с достаточной точ- ностью поиска. Способность распознавать при 90-градусном изменении точки зрения – позе инвариантности стала долгожданной вехой в исследовании распознавания лиц. Биометрические технологии открывают новые возможности Достижения в области технологий биометриче- ской идентификации являются ключом к обес- печению бесперебойного взаимодействия, когда путешественники смогут просто пройти через ряд точек соприкосновения без необхо- димости физического взаимодействия с людь- ми-операторами [8]. Пандемия является подхо- дящим примером важности бесконтактных тех- нологий для будущего путешествий, перемеще- ний людей, и подтверждает необходимость модернизации устаревшего оборудования и внедрения передового программного обеспече- ния для оптимизации передвижения потока путешественников по воздуху, суше и морю. Например, благодаря внедрению ответственно- го обмена данными между заинтересованными сторонами в экосистеме аэропорта токен распо- знавания лица пассажира становится защищен- ным ключом к доступу и использованию инфор- мации для персонализации в торговых точках, ресторанах и других промежуточных пунктах путешествия, повышающих качество обслужи- вания пассажиров и помогающих генерировать "неавиационный" доход. Это возможно только при расчетах, раскрывающих возможности монетизации данных и действенной аналитики, и строгих, ориентированных на конфиденци- альность процессах получения согласия пасса- жиров. Для аэропортов, органов пограничного контро- ля и авиакомпаний кошельки с цифровым удо- стоверением личности предоставляют возмож- ность избавиться от бумажной работы, начать необходимую деятельность по организации процесса перемещения пассажира как можно раньше, еще за пределами аэропорта, беспре- пятственно интегрировать всю необходимую информацию о пассажирах в защищенный и унифицированный цифровой профиль, вклю- чая удостоверяющие личность документы, био- метрические данные, разрешение на въезд, результаты анализов на COVID-19 и сертифика- ты о прививках. Целью внедрения биометриче- ских технологий в транспортном секторе является создание действительно беспрепят- ственного опыта путешествий, в котором аэро- порты, транспортные узлы и органы погранич- ного контроля, используя инновационные тех- нологии, вносят свой вклад в упрощение путе- шествия при одновременном повышении эффективности методов обеспечения безопас- ности с учетом рисков. Первоочередные вопросы для внедрения биометрии на транспорте Чтобы улучшить внедрение биометрических технологий на транспорте, следует обратить внимание на решение следующих вопросов: 1. Совершенствование законодательной базы. 2. Обязательное выполнение требований нор- мативно-правовых и нормативно-технических документов, особенно в части проведения испытаний. 3. Создание независимых программ и методик испытаний. 4. Совершенствование системы сертификации. 5. Разъяснение гражданам особенности приме- нения биометрических технологий. Список литературы 1. https://habr.com/ru/news/t/597235/ 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Биометриче- ский_паспорт 3. Face Recognition Vendor Test (FRVT) Part 7: Identification for Paperless Travel and Immigration NISTIR 8381. 4. https://zen.yandex.ru/video/watch/ 617ef45c34f9a03edcb0e6b6 5. https://plusworld.ru/journal/2021/plus-9- 2021/tipichnye-oshibki-ispytanij-i-riski-nekorrekt- nogo-vnedreniya-biometrii/ 6. https://www.tbforum.ru/program 7. https://www.secuteck.ru/articles/slozhnosti- sertifikacii 8. https://www.biometricupdate.com/202201/ the-role-of-biometric-recognition-technologies-in- shaping-the-future-of-travel n февраль – март 2022 www.secuteck.ru БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 94 Рис. 1. Опрос пассажиров в зарубежных аэропортах: участвуют ли они в программе ускоренной проверки и пропуска путешественников при помощи биометрии? Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw