Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 96 связи в транспортном комплексе РФ, открытая для ведомственного использования, а также для разработчиков приложений. РО ТИМ формиру- ет цифровую структуру в транспортном ком- плексе РФ, с помощью применения пакетов цифровых технологий работы с данными и упрощения схем разделения труда облегчает иерархические связи и распространяет иннова- ционные бизнес-модели. Это позволяет сни- жать транзакционные издержки и выстраивать алгоритмизированные взаимовыгодные отно- шения объектов в сфере транспорта. Помимо этого, риск-ориентированная техноло- гия информационного моделирования объеди- няет разработчиков и операторов платформ и решений более низкого уровня и проводит тех- нологические операции по обработке инфор- мации для принятия решений на уровне объ- екта транспортной инфраструктуры под контро- лем надзорных органов. С помощью РО ТИМ и информационных систем, основанных на ней- ронных сетях и машинном обучении, возможно получать информацию по расположению ОТИ в границах застройки земельного участка, воен- ным и террористическим рискам и влиянию различных факторов на ОТИ. Проектные решения инженерно-технической укрепленности ОТИ, получаемые с помощью РО ТИМ, направлены на усиление конструктивных элементов ОТИ, его помещений и технических средств, обеспечивающих транспортную без- опасность, защиту от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, в том числе инженерную укрепленность специ- альных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного досту- па. Системы антитеррористической защищен- ности объектов транспортной инфраструктуры, разрабатываемые с помощью РО ТИМ, вклю- чают в себя инженерно-технические средства охраны, системы видеонаблюдения, средства связи, системы оповещения и экстренной эва- куации, технические системы (средства), направленные на обнаружение радиоактивных, взрывчатых веществ, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологиче- ских агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ. Основная задача мероприятий, разрабатывае- мых с помощью РО ТИМ, – это оперативное реагирование сил безопасности (охраны) ОТИ на сигналы от средств контроля безопасности, а также персонала, посетителей и пассажиров. Информационное моделирование сценариев защиты ОТИ, путей передвижения сил безопас- ности (охраны) ОТИ, МВД, МЧС, ФСБ разраба- тывается с применением искусственного интел- лекта на основе анализа оценки уязвимости ОТИ, моделей нарушителя и сценария его дей- ствий. Управление запроектными авариями на объектах транспортной инфраструктуры В связи с тем, что риски, в том числе военные и террористические, растут, а технологии их парирования отсутствуют, особое внимание уделяется поиску лучших практик для противо- действия АНВ, аналогичным 08.10.2022 г. на Крымском мосту, результаты которых рассмат- риваются как запроектные аварии 2 (ЗА). Веро- ятность ЗА весьма мала, но их последствия значительно тяжелее, чем при проектных ава- риях. Управление ЗА является дополнительным уровнем глубокоэшелонированной защиты критических и стратегических объектов транс- портной инфраструктуры. Анализ условий и источников возникновения запроектных аварий, сценариев развития и тяжести последствий позволяет отобрать луч- шие практики для противодействия АНВ. Луч- шие практики включают в себя управление запроектной аварией, осуществление меро- приятий для глубокоэшелонированной защиты ОТИ и окружающей территории, персонала и населения. Если, исходя из устройства и место- нахождения ОТИ, возможность ЗА не исключе- на, то независимо от ее вероятности для нее с использованием РО ТИМ разрабатываются меры по управлению аварией. Современные условия требуют внесения изменений в концеп- цию безопасности, что требует учета ЗА в про- ектах ОТИ, ограничивая их последствия с помо- щью мер управления. Эти меры направлены на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные и на ослабление, локализацию и ликвидацию их последствий. На первом этапе проводится анализ актов неза- конного вмешательства на объекте транспорт- ной инфраструктуры с высокими уровнями тяжести последствий, вызванных не учитывае- мыми для проектных аварий исходными собы- тиями, отказами систем безопасности и реали- зацией ошибочных решений персонала. Внача- ле анализируются типовые сценарии проведе- ния АНВ на ОТИ и соответствующие им сцена- рии (из оценки уязвимости). Затем в обратном порядке с использованием дискретно-событий- ного моделирования производится анализ, от связанных с ними аварийных состояний к не учитываемым для проектных аварий (в резуль- тате типового АНВ) исходным событиям, отка- зам систем безопасности, ошибочным дей- ствиям персонала и сил безопасности. Это поз- воляет сформировать узкий перечень запроект- ных аварий ОТИ и комплекс соответствующих им нарушений, позволяющих реализовать АНВ, приводящие к авариям с высокими уровнями тяжести. Для этого перечня запроектных аварий объекта транспортной инфраструктуры разра- батывается комплекс мер по управлению ава- рией. Отличие перечня ЗА ОТИ в том, что пере- чень для проектных аварий создается в техни- ческих заданиях на проектирование ОТИ еще до начала проектирования. Риск-ориентированная технология информационного моделирования с использованием агентного имитационного моделирования позволяет воспроизвести ЗА ОТИ на основе результатов анализа взаимосвя- зей между его элементами и сымитировать поведение ОТИ. Формирование новых подходов в транспортной деятельности Интенсивное развитие и формирование техно- логий шестого технологического уклада и чет- вертой промышленной революции происходят на фоне появления новых рисков и угроз воен- ного и террористического характера, что требу- ет проведения подготовки к новому технологи- ческому переходу с всеобъемлющим учетом требований безопасности. Единый безопасный технологический контур Риск-ориентированная технология информа- ционного моделирования позволяет сформиро- вать в сфере транспорта единый безопасный технологический контур для устойчивого разви- тия с использованием инновационных техноло- гий и последующего трансфера сквозных техно- логий в практику. Его создание происходит на базе принятия адекватных решений в сфере научно-технологического развития транспорт- ного комплекса, способных сформировать новые точки роста и ускорить динамику его эко- номического развития. РО ТИМ позволяет в сфере транспорта с при- влечением разработок и технологий шестого технологического уклада и четвертой промыш- ленной революции, выполненных в единой цифровой среде в передовых отраслях про- мышленности РФ (атомной, авиационной), обеспечить технологический прорыв и сформи- ровать новый технологический базис. В целях предупреждения ЧС и снижения их последствий вырабатываются новые подходы к ведению транспортной деятельности. Пример № 1. "Доступная Арктика" Примером может служить трансфер лучших практик для строительства в Арктической зоне 3 – проект ТВЭЛ ГК "Росатом", получивший название "доступная Арктика". В соответствии с основным принципом лучших практик осу- ществляется формализация этого уникального метода достижения наиболее эффективного результата: "Конструкция укрытий "доступная Арктика" на базе легких, светопрозрачных, большепролетных конструкций с пролетом до февраль – март 2023 www.secuteck.ru 2 Запроектная авария вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными по сравнению с проектными авариями, отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала ОТИ. 3 Защищенные территории как инновационное решение в архитектуре и градостроительстве Заполярного круга и практические методы защиты транспортной инфраструктуры Арктики. Доклад ТВЭЛ ГК "Росатом" на XII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее". Р иск-ориентированная технология информационного моделирования является цифровой инструментальной платформой, стержнем, объеди- няющим сквозные цифровые технологии – ключевые направления, обеспечивающие создание инновационных высокотехнологичных про- дуктов и сервисов, наиболее сильно влияющих на развитие транспорт- ного комплекса РФ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw