Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 97 150 м предназначена для создания защищен- ных территорий ОТИ, организации биоклима- тических комплексов и транспортной инфра- структуры дорожных защитных климатических укрытий. Применение мембранной технологии, основанной на использовании пленкопакетов, позволяет получить гибкие, легкие и прочные съемные прозрачные конструкции, а хорошие показатели конструкции теплоизолирующего несущего основания обеспечивают высокие показатели тепловой защиты, исключающие растепление мерзлых грунтов. Эти проектные, технологические и конструктивные решения дают возможность создавать кластеры и агло- мерации из защищенных территорий, соеди- няемых транспортными тоннелями даже на неспокойном рельефе". Такие лучшие практики, адаптированные с использованием РО ТИМ для нужд транспорт- ного комплекса, могут применяться на ОТИ не только в районах Крайнего Севера, но и в сред- ней полосе, и на юге РФ, в том числе на новых территориях. Предлагаемые решения отличает высокий уровень транспортной компактности и мобильности, так как материалоемкость кон- струкций в среднем на 30% меньше по сравне- нию с классическими зданиями, что наилучшим образом соответствует требованиям транспорт- ного комплекса. Они надежны и устойчивы к прогрессирующему обрушению в условиях деструктивных природных воздействий, АНВ, ударов БПЛА и ракет, результаты которых легко и быстро ликвидируются. Пример № 2. Системы резервного и бесперебойного энергоснабжения на базе воздухонезависимых энергетических установок Аналогично для комплектации объектов транс- портной инфраструктуры, особенно их ситуа- ционных центров, в условиях военных и терро- ристических рисков большой интерес представ- ляет собой трансфер лучших практик – техно- логий ТВЭЛ ГК "Росатом" при разработке с использованием РО ТИМ систем резервного и бесперебойного энергоснабжения на базе воздухонезависимых энергетических установок с источниками тока с высокой энергоемкостью на водородно-кислородных щелочных топлив- ных элементах. Пятикратное снижение веса таких установок, двукратное снижение стоимо- сти электроэнергии и попутное получение тепла являются решающими обстоятельствами при развертывании ОТИ в необжитых районах. Преодоление барьеров Анализ вышеописанных и подобных лучших практик показывает, как важно постоянно вести поиск концептуальных взаимосвязей между различными отраслями. При этом применение новых инструментов, подобных РО ТИМ, спо- собствует преодолению основных барьеров, мешающих полноценной адаптации лучших практик к условиям функционирования ОТИ, среди которых: l недостаток знаний о существующих в настоя- щий момент лучших практиках; l недостаточный уровень мотивации сотрудни- ков изменять что-либо к лучшему; l отсутствие умений и навыков для того, чтобы реализовать лучшую практику в других, по отношению к первоначальным, условиях. Роль единого безопасного технологического контура в развитии транспортной отрасли Формируемый в результате применения РО ТИМ единый безопасный технологический контур отражает взаимосвязи между госу- дарственной научно-технологической полити- кой в сфере транспорта и других отраслях, документами стратегического планирования (стратегиями и программами), предприятия- ми и организациями транспортного комплек- са, составляющими организационный каркас научно-технологической и практической дея- тельности. Единый безопасный технологиче- ский контур служит для управления научно- технологическим развитием и трансфером в практику транспортного комплекса безопас- ных решений. Риск-ориентированная техноло- гия информационного моделирования объ- екта транспортной инфраструктуры является основой для объединения проектных решений и мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности, защиты от воен- ных, террористических угроз и несанкциони- рованного вторжения. Единый безопасный технологический цифровой контур будет в ближайшем будущем задавать тон и форми- ровать тренды информатизации в транспорт- ной отрасли. Усиление кадрового потенциала Организационно-технологическую основу еди- ного безопасного технологического цифрового контура представляет собой Отраслевой центр применения технологий информационного моделирования для транспортного комплекса, созданный на базе Института пути, строитель- ства и сооружений (ИПСС РУТ (МИИТ)) и осу- ществляющий внедрение и развитие РО ТИМ, трансфер сквозных технологий и лучших прак- тик. Отличительная черта центра – обеспечение транспортной безопасности, защиты от воен- ных, террористических угроз и несанкциониро- ванного вторжения. РО ТИМ как цифровая технология является инструментом формирования передовой инже- нерной школы в такой приоритетной высоко- технологичной отрасли, как транспорт. Для ее внедрения необходимы высококвалифициро- ванные кадры, поэтому образовательный про- цесс включает в себя: l обучение при помощи цифровых технологий; l применение цифровых технологий в менедж- менте образования слушателя и образова- тельного учреждения (для оценки степени освоения материала, компетенций, построе- ния и корректировки индивидуальных траек- торий в обучении, что очень эффективно в работе со стартапами на базе РО ТИМ); l обучение цифровым технологиям для про- фессиональных целей. С учетом требований качества и культуры без- опасности учебный курс РО ТИМ для обеспече- ния транспортной безопасности, выполнения мероприятий и проектных решений по обес- печению защиты ОТИ от угроз террористическо- го характера и несанкционированного вторже- ния формирует компетенции: l ОПК-1 – "способен в процессе информацион- ного моделирования ОТИ применять методы математики, теории управления и системного анализа"; l ОПК-2 – "способен в процессе информацион- ного моделирования ОТИ применять анали- тические, вычислительные и системно-анали- тические методы для решения прикладных задач системного анализа ОТИ"; l ОПК-3, ОПК-4 – "способен в процессе информационного моделирования ОТИ при- менять методы системного анализа для реше- ния прикладных проектно-конструкторских задач на всех этапах жизненного цикла ОТИ". Подготовка кадров для обслуживания транс- портного комплекса является сложной задачей в силу своей масштабности и особой специфики. Она требует применения инновационных обра- зовательных технологий. Специально созданные учебные курсы программ, интенсивных обучаю- щих технологий и методик профессионального обучения для различных категорий обучающих- ся, с учетом специфики их будущей работы, раз- работка и изготовление комплекса учебных стен- дов для изучения основных принципов органи- зации ОТИ и их ситуационных центров позво- ляют сформировать практикоориентированный учебный комплекс для апробирования новых направлений профессионального обучения в области обслуживания систем ОТИ. Развитие кадрового потенциала – это эффектив- ный инструмент повышения обороноспособно- сти страны в условиях санкций и СВО. Формиро- вание в сфере транспорта единого безопасного технологического цифрового контура и подго- товка высококвалифицированных кадров для его обслуживания и развития становятся осно- вой для устойчивого развития с использованием инновационных инструментов, трансфера сквоз- ных технологий и лучших практик. Такой подход призван оказать содействие федеральным орга- нам исполнительной власти, органам государст- венной власти субъектов РФ и другим структу- рам государственного управления для формиро- вания в РФ интеллектуальной и нормативно- правовой основы поддержки принятия решений в области стратегического управления устойчи- вым социально-экономическим развитием и укрепления национальной безопасности в мирное время и в мобилизационный период. n www.secuteck.ru февраль – март 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru П роектные решения инженерно-технической укрепленности ОТИ, получаемые с помощью РО ТИМ, направлены на усиление конструктив- ных элементов ОТИ, его помещений и технических средств, обеспечи- вающих транспортную безопасность, защиту от угроз террористическо- го характера и несанкционированного вторжения, в том числе инже- нерную укрепленность специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw