Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 117 или индивидуального предпринимателя, осу- ществляющих деятельность на территории ОТИ, которые инициируют выдачу пропуска; б) сведения о лице, которому требуется офор- мить пропуск, в том числе фамилию, имя, отче- ство (при наличии), дату и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемую должность, серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность; в) сведения о целях пребывания в секторах ЗТБ ОТИ и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск. Обращение (в письменной форме) о пропуске служебных, производственных и иных авто- транспортных средств, самоходных машин и механизмов, не относящихся к транспортным средствам, включает: а) полное наименование федерального органа исполнительной власти, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осу- ществляющих деятельность в ЗТБ ОТИ, которые инициируют выдачу пропуска; б) сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, не относя- щихся к транспортным средствам, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера); в) сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которого будут нахо- диться эти автотранспортные средства, само- ходные машины и механизмы; г) сведения о целях пребывания в секторах ЗТБ ОТИ и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск. Обращение (в письменной форме) о выдаче материального пропуска на перемещение пред- метов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в ЗТБ и на крити- ческие элементы ОТИ, включает: а) полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, ини- циирующего выдачу пропуска, сведения о лице, которому требуется оформить пропуск (фами- лию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемую должность, серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность); б) сведения о целях перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в ЗТБ ОТИ, сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск, сек- торах ЗТБ и (или) критических элементах ОТИ, в которые разрешен допуск. Пропуска установленных видов выдаются толь- ко при личном обращении лиц, допускаемых в ЗТБ ОТИ, а факты их выдачи регистрируются в базах данных на электронном и бумажном носителях. Безусловно, на некоторых объектах выдача пропусков происходит без предварительных заявок, однако такая организация пропускного режима существенно снижает уровень безопас- ности на объекте. Кому пропуска не нужны? Пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спа- сательные команды, службы поискового и ава- рийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зону транс- портной безопасности ОТИ в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Категории лиц, имеющих право прохода на объ- ект без пропуска (по служебным удостовере- ниям), должны быть четко отражены в инструк- ции о контрольно-пропускном режиме. Лица, провожающие или встречающие пасса- жиров, допускаются в перевозочный сектор ЗТБ по документам, удостоверяющим личность, без оформления разовых пропусков. Владельцы постоянных пропусков, осуществ- ляющие деятельность на ОТИ, в ЗТБ и на кри- тических элементах ОТИ, за исключением сотрудников органов ФСБ России, МВД России, носят такие пропуска на видном месте поверх одежды. Данный подход является абсолютно правиль- ным. Ведь в ликвидации чрезвычайных ситуа- ций важна каждая секунда, и тратить время на оформление пропусков недопустимо. Особенности пропускного режима Организация пропускного режима на пред- приятии подразумевает не только регистрацию, выдачу и сдачу пропусков, но и контроль за всеми владельцами пропусков во время их нахождения на территории. Если на объекте действуют высокие требования к обеспечению безопасности, то сотрудник служ- бы безопасности должен иметь четкое представ- ление о том, какие субъекты находятся в данный момент на территории, на каком именно участке они находятся, не превышают ли они допусти- мое время пребывания, если оно установлено правилами внутреннего распорядка. Существуют стандартные процессы, связанные с выдачей пропусков. В большинстве случаев организация пропускного режима включает в себя следующие этапы: 1. Оформление заявок на пропуск. 2. Согласование (утверждение/визирование) заявок на пропуск. 3. Регистрация данных и выдача пропусков. 4. Контроль за нахождением владельца пропус- ка на территории. 5. Сдача пропуска. 6. Составление отчетов по посещениям за ука- занный период. При нарушении владельцами пропусков поло- жения (инструкции) о пропускном и внутри- объектовом режимах на ОТИ, прекращении с ними трудовых отношений, изменении штат- ного расписания (перечня) должностей персо- нала, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятель- ность в ЗТБ ОТИ, или отзыве согласования на выдачу пропусков, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, про- пуска изымаются (аннулируются). Аннулированные пропуска и пропуска с истек- шим сроком действия уничтожаются с обяза- тельной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном положением (инструк- цией) о пропускном и внутриобъектовом режи- мах на ОТИ. Значение систем контроля доступа на объектах транспорта Устанавливая и обеспечивая порядок переме- щения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасно- сти предприятия, но и вопросы рациональной организации труда. Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязатель- ной структурой интегрированных систем без- опасности. В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы без- опасности, принципы ее организации, функ- ционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реа- лизации комплекса мер обеспечения безопас- ности, включая контрольно-пропускной режим. Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При реше- нии задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все эле- менты системы: действия подразделений охра- ны, технические решения и организационно- административные меры. Применение ком- плексного подхода на этапе разработки систе- мы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы без- опасности предприятия. Естественно, создание интегрированной систе- мы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негатив- ные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают его устойчи- вое экономическое развитие и сводят к мини- муму возможные потери. К тому же процесс создания интегрированной системы безопасности может быть растянут во времени с учетом материальных возможностей предприятия и условий его деятельности на рынке. Список литературы 1. Туранцев Д.С. Организация пропускного режима – первый шаг к обеспечению безопас- ности и конфиденциальности информации // Научно-технический вестник информацион- ных технологий, механики и оптики. 2007. С. 244–252. 2. Тушко И.С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте: проблематика и пути решения // Проблемы правоохранитель- ной деятельности. 2019. № 4. С. 62–67. n www.secuteck.ru февраль – март 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw