Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 122 Ж илищный кодекс Российской Федерации относит рассмотрение вопроса об уста- новлении размера платы за жилое помещение к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД) с учетом предложений управляющей организа- ции. При этом управляющая организация в силу закона и на условиях договора, заключенного с собственниками помещений, обязуется обес- печивать надлежащее техническое состояние многоквартирного дома. Стоимость договора (плата собственников) должна соответствовать стоимости услуг и работ, которые необходимо выполнять по договору. Установив для граждан и организаций обязан- ность своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение, Жилищный кодекс РФ определил, на какие работы и услуги управ- ляющая организация по договору управления может расходовать полученные средства. Это деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД и расходуе- мых на него коммунальных ресурсов, а также расходы самой управляющей организации на выполнение комплекса работ и услуг по управ- лению многоквартирным домом [2]. Прикладные цифровые технологии в управлении многоквартирными домами Учитывая последние изменения в законода- тельстве РФ и для повышения качества предо- ставляемых услуг, эффективности производ- ственной деятельности, управляющая организа- ция вынуждена внедрять информационные тех- нологии, которые требуют немалых затрат. Это расходы на сайт, бухгалтерские, правовые про- граммы, программы электронного документо- оборота, модули онлайн-голосований собра- ний собственников, сервисы начислений и приема платежей, учета потребления ресурсов, программы для аварийно-диспетчерской служ- бы (в том числе с использованием IP-телефо- нии), мобильные приложения, бизнес-аккаунты в социальных сетях. К многообразию программных продуктов, при- меняемых в своей непосредственной работе, управляющие организации вынуждены также исполнять требования законодательства по обя- зательному размещению данных в иных про- граммных продуктах для жилищной сферы. Постановление Правительства РФ обязало управляющие организации с 2010 г. раскрывать информацию на сайте "Реформа ЖКХ" [3]. С 1 июля 2017 г. управляющим организациям законодательно вменена обязанность раскры- тия информации на платформе "ГИС ЖКХ" вза- мен "Реформы ЖКХ" [4]. Число показателей, необходимых для размещения в системе, значительно возросло и составило порядка 300. К тому же обязанность размещения информа- ции была определена как лицензионное требо- вание [5], и в случае ее несоблюдения управ- ляющая организация лишалась права дальней- шего управления домами. Обширные изменения были внесены постанов- лением Правительства РФ от 27 марта 2018 г. № 331, в том числе для аварийно-диспетчер- ских служб управляющих организаций работа с поступившими от населения заявками норма- тивно переведена в максимально электронный формат. Например, аварийно-диспетчерская служба осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием инструментов фото- фиксации, оперативных и периодических опро- сов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на предмет качества их исполнения. Результаты контроля вносятся в журнал учета заявок или государственную информационную систему жилищно-комму- нального хозяйства (в случае ведения журнала учета заявок в данной системе). Оперативный сбор и учет такой информации невозможно выполнить без трудовых затрат и соответствую- щего программного обеспечения. Заглянем в Жилищный кодекс [6]. Здесь указа- но, что управляющие организации обязаны вести реестр собственников помещений в МКД, содержащий сведения, позволяющие иденти- фицировать собственников помещений в дан- ном многоквартирном доме, не только на бумажном носителе, но и в электронной форме. При поступлении в управляющую организацию обращения в письменной форме, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, реестр должен быть предоставлен инициатору проведения собра- ния собственников в течение трех – пяти дней. Учитывая активность на рынке недвижимости, отслеживание собственников помещений для формирования реестров без помощи про- грамм, синхронизированных с Росреестром, практически невозможно. Следует отметить, что только в постановле- нии Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил измене- ния размера платы за содержание жилого помещения" в расходах на содержание жило- го помещения отдельно выделены расходы "на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение февраль – март 2023 www.secuteck.ru Денис Данилевич Директор Инжинирингового центра технологий цифровой среды Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, к.т.н. Борис Кичкин Руководитель проектов Инжинирингового центра технологий цифровой среды Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, к.т.н., доцент Елена Каминская Заместитель директора по развитию ООО "УК РЭС-2" (Вологда) Информационные технологии как вид работ по содержанию многоквартирных домов В статье проведен детальный анализ объемов применения цифровых технологий управляющими организациями при исполнении своей основной функции – управле- нием многоквартирными домами. Предложен вариант цифрового информационного ресурса на базе ГИС ЖКХ для организаций и служб, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Является продолжением представленных ранее материалов [1]

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw